Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.
Основные понятия
Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.
Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.
Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.
Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:
0 – полностью отвергается;
1 – скорее отвергается, чем принимается;
2 – скорее принимается, чем отвергается;
3 – полностью принимается.
Лист ответов
№ вопроса | А | Б | В | Г | Д | Е |
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
Сумма |
Опросник
1. Вы считаете, что важнее:
а) много знать
б) создавать материальные блага
2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:
а) прекрасный литературный стиль
б) яркое изображение смелости и храбрости героя
3. Какая награда вас больше бы обрадовала:
а) за научное изобретение
б) за общественную деятельность
4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а) директора магазина
б) главного инженера завода
5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:
а) то, что они несут людям искусство и красоту
б) то, что они выполняют общественно-полезную работу
6. Какая, на ваш взгляд, деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:
а) физика
б) физическая культура
7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:
а) на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха)
б) на создание сплоченного коллектива
8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:
а) цвет, совершенство форм
б) их внутреннее устройство, из чего они сделаны
9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:
а) мужество, смелость, выносливость
б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти
10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а) занятиям литературой
б) опытам по физике, химии
11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:
а) как известный спортсмен на международные соревнования
б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны
12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:
а) статья о машине нового типа
б) статья о новой научной теории
13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада
б) внешнее оформление колон (знамена, одежда)
14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а) практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками
б) общественной работой на добровольных началах
15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:
а) выставку новых продовольственных товаров
б) выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии
16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:
а) технический
б) музыкальный
17. Как вам кажется, на что стоит обратить больше внимание:
а) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего
б) на спорт, так как это нужно для укрепления их здоровья
18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:
а) научно-популярные
б) литературно-художественные
19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а) работа с машинами
б) «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)
20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:
а) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага
б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом
21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:
а) Попова и Циолковского
б) Менделеева, Павлова?
22. Что важнее для человека:
а) создавать себе благополучный быт
б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства
23. Для благополучного будущего человечества важнее:
а) правосудие
б) техника
24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:
а) книгу о достижениях спортсменов
б) книгу о развитии промышленности
25. Что принесет больше пользы обществу:
а) забота о благосостоянии людей
б) изучение поведения людей
26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей
б) лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту
27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:
а) о выдающихся ученых
б) о выдающихся художниках
28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:
а) работу с книгами в библиотеке
б) работу на свежем воздухе
29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:
а) сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотерее
б) сообщение о состоявшейся художественной выставке
30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:
а) физической культуре или другой работе, связанной с движением
б) работе малоподвижной, но по созданию новой техники
А – склонность к работе с людьми;
Б – склонность к умственному труду;
В – склонность к работе на производстве;
Г – склонность к эстетике и искусству;
Д – склонность к подвижным видам деятельности;
Е – склонность к экономической деятельности.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность.
Приложение В