Разработка и принятие управленческих решений в профессиональной деятельности

Управленческое решение − это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Современные условия развития потребовали создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений

Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, можно свести к следующему:

– формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;

– информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;

– выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;

– должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

Оптимизация решения − это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение — это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы системы менеджмента. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.

Методы оптимизации:

анализ; прогнозирование; моделирование, которое, в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое моделирование.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте управленческое решение как продукт деятельности менеджера.

2. Опишите структуру данной категории

3. Перечислите требования, предъявляемые к технологии менеджмента.

4. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: управленческое решение, оптимизация решения, стадия принятия решения, стадия реализации, метод оптимизации управленческого решения.

Контрольные вопросы к зачету

1. Основные актуальные теоретические и практические задачи психологии профессиональной деятельности.

2. Методы, используемые в психологии профессиональной деятельности.

3. Объект, предмет и задачи психологии профессиональной деятельности.

4. История становления психологических знаний о труде в России и за рубежом.

5. Психологическая структура трудовой деятельности, характеристика ее элементов.

6. Что включает в себя профессиограмма?

7. Психограмма как составная часть профессиограммы и как модель индивидуально-личностных качеств профессионала.

8. Психологические типологии профессий.

9. В чем суть теории потребностей А. Маслоу и каково ее значение для практики управления персоналом?

10. Что такое компетентность, профессионализм, псевдопрофессионализм, профессиональный опыт?

11. Назовите стадии цикла профессионализации (по Е.А.Климову).

12. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.

13. Что такое «профессиональное выгорание» и «трудоголизм»?

14. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров в организациях.

15. Профессионально-важные качества личности и эффективность профессиональной деятельности.

16. Профессиональная пригодность: относительная и абсолютная.

17. Психологически обоснованные способы оптимизации соответствия человека требованиям профессии (профессиональный отбор, профессиональная ориентация и консультация по выбору профессии).

18. Профессиональное сознание и самосознание. Профессиональное мышление.

19. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, уровни исследования индивидуальности.

20. Что такое индивидуальный стиль деятельности (ИСД)?

21. Психомоторика и оптимизация орудий труда.

22. Назовите основные психические состояния и классифицируйте их.

23. Что такое настроение как психическое функциональное состояние?

24. Дайте определение состоянию фрустрации.

25. Назовите виды желательных и неблагоприятных функциональных состояний человека в профессиональной деятельности.

26. Опишите динамику работоспособности, состояния утомления в процессе выполнения деятельности, указав основные фазы.

27. Какие психические функциональные состояния наблюдаются в напряженных и экстремальных условиях?

28. Опишите методы психической саморегуляции функциональных состояний.

29. Стресс в профессиональной деятельности и способы его преодоления.

30. Толерантность к стрессу, копинг-поведение.

31. Определите различия в понимании терминов «безопасность» и «безаварийность».

32. Какие задачи в сфере трудовой деятельности решает система безопасности труда?

33. Чем отличаются несчастные случаи и аварии от преступных деяний?

34. Что означает термин «человеческий фактор» в происшествиях?

35. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда.

36. Факторы, определяющие комфортность трудовой деятельности.

37. Влияние социально-психологического климата коллектива на эффективность трудовой деятельности.

38. Конфликт как особый вид взаимодействия субъектов организации. Возникновение, проявление и разновидности конфликтов.

39. Причины и этапы протекания конфликтов. Функции конфликтов.

40. Влияние конфликтов на управление. Механизмы разрешения и использования конфликтов в менеджменте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: