Управленческое решение − это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
|
|
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
Современные условия развития потребовали создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.
|
|
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.
Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений
Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, можно свести к следующему:
– формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
– информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
– выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;
– должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.
Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.
Оптимизация решения − это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение — это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы системы менеджмента. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.
Методы оптимизации:
анализ; прогнозирование; моделирование, которое, в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое моделирование.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте управленческое решение как продукт деятельности менеджера.
2. Опишите структуру данной категории
3. Перечислите требования, предъявляемые к технологии менеджмента.
4. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: управленческое решение, оптимизация решения, стадия принятия решения, стадия реализации, метод оптимизации управленческого решения.
Контрольные вопросы к зачету
1. Основные актуальные теоретические и практические задачи психологии профессиональной деятельности.
2. Методы, используемые в психологии профессиональной деятельности.
3. Объект, предмет и задачи психологии профессиональной деятельности.
4. История становления психологических знаний о труде в России и за рубежом.
5. Психологическая структура трудовой деятельности, характеристика ее элементов.
6. Что включает в себя профессиограмма?
7. Психограмма как составная часть профессиограммы и как модель индивидуально-личностных качеств профессионала.
8. Психологические типологии профессий.
9. В чем суть теории потребностей А. Маслоу и каково ее значение для практики управления персоналом?
|
|
10. Что такое компетентность, профессионализм, псевдопрофессионализм, профессиональный опыт?
11. Назовите стадии цикла профессионализации (по Е.А.Климову).
12. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.
13. Что такое «профессиональное выгорание» и «трудоголизм»?
14. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров в организациях.
15. Профессионально-важные качества личности и эффективность профессиональной деятельности.
16. Профессиональная пригодность: относительная и абсолютная.
17. Психологически обоснованные способы оптимизации соответствия человека требованиям профессии (профессиональный отбор, профессиональная ориентация и консультация по выбору профессии).
18. Профессиональное сознание и самосознание. Профессиональное мышление.
19. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, уровни исследования индивидуальности.
20. Что такое индивидуальный стиль деятельности (ИСД)?
21. Психомоторика и оптимизация орудий труда.
22. Назовите основные психические состояния и классифицируйте их.
23. Что такое настроение как психическое функциональное состояние?
24. Дайте определение состоянию фрустрации.
25. Назовите виды желательных и неблагоприятных функциональных состояний человека в профессиональной деятельности.
26. Опишите динамику работоспособности, состояния утомления в процессе выполнения деятельности, указав основные фазы.
27. Какие психические функциональные состояния наблюдаются в напряженных и экстремальных условиях?
28. Опишите методы психической саморегуляции функциональных состояний.
29. Стресс в профессиональной деятельности и способы его преодоления.
30. Толерантность к стрессу, копинг-поведение.
31. Определите различия в понимании терминов «безопасность» и «безаварийность».
32. Какие задачи в сфере трудовой деятельности решает система безопасности труда?
33. Чем отличаются несчастные случаи и аварии от преступных деяний?
34. Что означает термин «человеческий фактор» в происшествиях?
|
|
35. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда.
36. Факторы, определяющие комфортность трудовой деятельности.
37. Влияние социально-психологического климата коллектива на эффективность трудовой деятельности.
38. Конфликт как особый вид взаимодействия субъектов организации. Возникновение, проявление и разновидности конфликтов.
39. Причины и этапы протекания конфликтов. Функции конфликтов.
40. Влияние конфликтов на управление. Механизмы разрешения и использования конфликтов в менеджменте.