Механический объект

Механический объект соответствует ступени умозаключения наличного бытия по схеме: Е – О – В. Это все реальные тела наличного мира, рассматриваемые вне зависимости от какой-либо их качественной специфики. Все они выступают в определении бытия тяжелых тел вообще, без какого-либо дальнейшего качественного определения и как единичные образования связываются со своей всеобщностью через особенность, в качестве которой здесь выступает относительный центр, существующий в образуемой ими системе движущихся тел (Е – О – В).

Вторая фигура умозаключения наличного бытия (В – Е – О) предполагает, что опосредующей серединой здесь являются единичные субъекты. Здесь мы фиксируем наличие в механическом объекте множества единичных тел как таковых. Делаем это через признание их единичных центров как опосредующих собой соотношение особенных центров системы тел с ее всеобщим центром.

Согласно третьей фигуре умозаключения наличного бытия, где серединой является всеобщее (О – В – Е), все единичные тела в своей совокупности составляют единую в себе систему, имеющую свой всеобщий центр, расположенный где-то вне каждого из них. Всеобщий центр опосредует собой существование всех находящихся в данной системе относительных и единичных центров.

Таким образом, механический объект представляет собой тройственность умозаключений наличного бытия.

Во-первых, это схема Е – О – В. Всеобщая система единичных тел опосредована наличием в ней относительных центров. Вселенная – это всеобщая система, состоящая из единичных тел, которые соотносятся с ней через свои относительные центры: галактики, звездные системы, планетные группы (например, Земля – Луна).

Во-вторых, это схема О – Е – В. Единичные центры тяжести множества тел обусловливают собой, с одной стороны, наличие относительных центров (галактик, звездных систем, планетных групп), а с другой – наличие всеобщего центра в образуемой ими системе как таковой.

В-третьих, это схема Е – В – О. Всеобщий центр также полагает себя в качестве опосредующей середины между единичными центрами и относительными центрами. Вселенная представляет собой субстанциальную середину, благодаря которой в ней положены (находятся) все единичные тела и образуемые ими локальные системы (относительные центры).

Таким образом, все три определения механического объекта (единичный центр, относительный центр и всеобщий центр) предполагают друг друга, и взаимно опосредуют друг друга. Соответственно, только посредством трех указанных фигур умозаключений достигается подлинное понимание механического объекта как системы движущихся тел.

Механический объект раскрывается через такие физические определения, которые имеют всеобщий характер: это пространство, время, место, перемещение, тяжесть, центр, инертная масса, вес, покой, толкание, падение, свободное движение. Данные определения относятся ко всем телам природы, без различия того, из какого материала они сделаны. Присущая механическим объектам непосредственность бытия подвергается далее отрицанию тем образом, что мышление переходит на ступень умозаключений рефлексии, где все тела рассматриваются уже как отличающиеся друг от друга по своему качеству. Таков химический тип объективности.

Природа как объект

Основы понятия природы были разработаны Гегелем в его «Философии природы», где он выстроил все известные на то время ее определения в один логически последовательный ряд. После него различные определения природы исследовались отчасти в курсе онтологии, которая занималась преимущественно определениями механики (пространство, время, движение, материя), отчасти в так называемых курсах по философским проблемам естественных наук, где исследовалась качественная сторона определений природы.

Поскольку при таком отношении необходимость приведения определений природы к единству ее понятия отпадала, то методологическая сторона работы с ними была сосредоточена на выяснении того, что насколько полно можно доверять создаваемым естественным наукам знаниям о природе. Данная постановка вопроса привела к появлению в составе философии такой вспомогательной дисциплины, как логика и методология науки. И только эпистемология, наука о научном знании, претендовала на то, чтобы восполнить отсутствие философского учения о понятии природы.

Каково же место философии в системе естественных наук? Ни философия, ни сами науки на этом вопрос ответа не дали до сих пор.

Такому типу объективности в логике, как механическому объекту, с содержательной стороны соответствует небесная механика, видимая вселенная. Задача начального этапа постижения понятий природы состоит в том, чтобы рассмотреть систему небесных тел посредством определений механики. Это определения пространства, времени, места, перемещения, тяжести, движения. Рассмотрим их кратко.

Пространство

Пространство – это бесконечно простирающаяся во всем множестве направлений простая неразличимая рядоположенность тел во вселенной. Такие местоимения, как «здесь», «там», «всюду» обозначают пространственные восприятия. Каждое единичное тело находится в каком-то определенном месте, где-то здесь. И вот это «здесь, здесь, здесь» выражается нами посредством наречия «всюду».

Пространство – это повсюду простирающееся бытие. Первое различение пространства – это высота, длина и ширина. Что касается Земли, все ясно: то, что идет от центра вверх – высота, два других направления – длина и ширина. Но вот в открытом космосе установить, где высота невозможно без выбора точки направления. Такая трехосная система координат вытекает из понятия механического объекта.

Первая фигура (Е – О – В) умозаключения наличного бытия указывает на существование относительного центра в системе тел, каковым является, например, центр планеты Земля по отношению как к центральному телу – Солнцу, так и к ее спутнику – Луне.

Вторая фигура (В – Е – О) дает нам существование единичных центров, каждый из которых расположен в конкретном теле: в Солнце, в планетах, в их спутниках, кометах, астероидах.

Третья фигура умозаключения (О – В – Е) указывает нам на существование всеобщего центра в системе тел, каковым является, например, центр нашей солнечной системы, расположенный где-то рядом с Солнцем.

Единство трех указанных центров дает нам трехосную систему координат пространства. Естественные науки принимают данную систему как само собой разумеющуюся, и ни о каком-либо ее логическом обосновании они даже не беспокоятся. Поэтому когда у них возникает необходимость, они прибавляют к ней еще и четвертую координату, так называемую ось времени, а когда такой необходимости нет, то обходятся тремя.

Второе различие пространства возникает через акт отрицания того его определения, которым мы уже располагаем, а именно: пространство – это всюду распределенное бытие. Через отрицание всюду распределенного бытия мы получаем одно конкретное здесь – точку: точка – это противоположность пространства, это конкретное здесь, отрицающее всюдость бытия. Что дает нам подобного рода отрицание?

Во-первых, указывая на конкретное здесь, мы отрицаем все, что находится повсюду от него и получаем вместо определения пространства определение точки. Точка может быть найдена повсюду, но у нее нет пространства, она не занимает пространства в пространстве и поэтому является его противоположностью.

Во-вторых, чтобы зафиксировать точку, мы должны оторваться от нее и уйти за ее пределы, а для этого нам требуется найти другую точку и подвергнуть ее отрицанию. Сделать это можно лишь за счет перехода из первой точки в любую другую, что дает нам линию.

В-третьих, чтобы утвердить вторую точку, мы должны подвергнуть ее отрицанию путем перехода в третью точку, что даст нам вторую линию. А затем найти четвертую точку и вновь использовать линию. И вот в последнем случае четвертой точкой может выступить первая, а проведенная к ней линия замкнет пространство, и мы получим плоскость. Плоскость, замкнутая тремя линиями, соединяющими между собой три точки, дает простейшую фигуру пространства – треугольник. Если мы соединим между собой большее количество точек, находящихся на одной плоскости, тогда получим четырехугольник, пятиугольник и так далее. А в случае с множеством точек – приближение к окружности.

В-четвертых, когда точки фиксируются не в двух, а в трех измерениях, тогда мы получаем не плоскость, а объемную поверхность. Четыре точки дают треугольную пирамиду, пять точек – четырехугольную пирамиду и так далее.

В результате процедура отрицания пространства через точку в своем последовательном развитии дала нам следующие его определения: точка, линия, плоскость, поверхность (объем). В итоге мы вновь возвращаемся к пространству, но уже ограниченному некоторой поверхностью.

Время

Время – второе определение природы. Оно противоположно определению пространства. Время – это акт отрицания неразличимой повсюдости бытия. Оно дает нам возможность увидеть множество рядоположенных точек: здесь, здесь и здесь. Каждое такое здесь – это конкретная точка, которая отрицает пространство. Для обозначения такого мгновенного акта отрицания повсюдости бытия используется наречие теперь. Мгновение, обозначаемое словом теперь, обладает исключающим по отношению ко всем другим теперь значением. Сказав теперь, мы тут же теряем его. Период, разделяющий два момента теперь, определяется как длительность. Периодичность наступления моментов теперь определяется людьми: это земной астрономический год, это сутки, это час, это минуты и секунды, частота человеческого пульса. Они необходимы для определения длительности происходящих в мире процессов, но они не должны сбивать нас с толку в деле понимания сути определения времени. Время представляет собой процедуру бесконечного отрицания неразличимой всюдости пространства и столь же бесконечного утверждения ее. В каждый момент такого отрицания перед нами на миг проступает все множество образующих наш мир конкретных тел.

Определения времени: прошедшее, настоящее, будущее обозначают собой преходящую последовательность трех моментов реального теперь.

В отличие от длительности, которая представляет собой некоторый период времени, ограниченный двумя моментами теперь, вечность означает полное упразднение времени или абсолютную вневременность. Вечность – это бесконечно длящееся теперь, или наоборот, это бесконечная длительность, не ограниченная никакими «теперь». А это значит, что вечности не было, вечности не будет, вечность просто есть.

Два вопроса не дают покоя человеку: существует ли пространство и время сами по себе, независимо от своего наполнения, и существует ли пространство отдельно от времени или они нераздельны?

Если допустить, что пространство существует само по себе, а наполняющие его тела – сами по себе, то тогда оно должно представлять собой некий полный короб, который даже тогда, когда в нем ничего нет, все же должен продолжать существовать самостоятельно, как некое пустое вместилище. Однако еще никто и нигде не смог найти такого самостоятельно существующего пространства. Оно всегда представляет перед нами как наполненное и ничем не отличается от своего наполнения. Космическая пыль, к примеру, не заполняет пространство, а занимает свое собственное место, благодаря чему это пространство есть.

Точно так же все вещи мира возникают и исчезают не потому, что они попадают в некий самостоятельно текущий поток времени, а потому, что они сами представляют собой нечто временное, несущее в самом себе длительность периода своего существования. Процесс жизни самих вещей природы определяет продолжительность их пребывания на этом свете, которая измеряется людьми через внешнюю по отношению к ним систему отсчета. Время существования вещей начинается и заканчивается только вместе с ними. И если время называют самым могущественным явлением природы, то его же следует признать и самым бессильным.

Точно так же определения пространства и времени не изолированы друг от друга, а едины друг в друге. Благодаря этому мы находим в своем сознании третье определение природы – место.

Место

Указывая на конкретное «здесь», мы фиксируем определенную точку в пространстве. Констатируя момент «теперь», мы фиксируем эту точку как сосуществующую наряду с другими. Соединяя «здесь» и «теперь», мы получаем определение места. Место – это непосредственное единство определений пространства и времени, единство «здесь» и «теперь».

Перемещение – это постоянное снятие противоположности между пространством и временем, оно проявляется как бесконечный выход места за пределы самого себя, это череда сменяющихся мест.

Единство определений пространства и времени, опосредованное их развивающейся противоположностью (перемещением), дает нам определение материи. Перемещающееся место, рассматриваемое само по себе, или рефлексия движущегося места в самого себя, означает материю. Все, что имеет свое место в этом мире и все, что движется – это и есть материя. Иначе говоря, материя – это то, что наполняет место и что перемещается с ним, оставаясь в пределах самого себя.

Важно понять, что определение пространства (здесь), определение времени (теперь) и определение места (здесь и теперь) принадлежит нам, тем, кто воспринимает этот мир, субъектам. Поэтому они являются идеальными по своему происхождению. В отличие от них, определение материи является уже определением реальности.

Следовательно, начав рассмотрение природы с ее идеальных определений (пространство, время, место, перемещение), мы приходим к определению ее реальности, первым из которых является определение материи как таковой.

Если пространство и время рассматривать как полые вместилища, необходимые для существования материальных тел, то такой переход от идеальных определений природы к ее реальным определениям должен казаться чем-то искусственным. Но если исходить из того, что вне пространства и времени не существует, что пустого пространства и времени не бывает, то этот переход предстает перед нами как совершенно естественный и необходимый. Вся речевая деятельность человека основана на определении того, где и когда.

Итак, в логике мы получили определение материи как всего, что имеет форму и что в силу этого предстает перед нами в своей раздельности и обособленности. Здесь мы также пришли к подобному пониманию материи как представляющей собой множество перемещающихся мест. Почему множество? Потому, что при констатации момента «теперь», мы обнаруживаем не одно какое-то конкретное «здесь», а всю целокупность таких одновременно сосуществующих «здесь». Каждое такое конкретное «здесь» соединяется с данным моментом «теперь» и становится местом (здесь и теперь). В результате в каждый момент теперь мы получаем не одно какое-то место, а множество мест. Рассматриваемое в развивающейся последовательности моментов теперь, все множество мест предстает в качестве перемещающихся. Рефлексия каждого такого перемещающегося места в самое себя дает нам определение материи. Следовательно, материя предстает в виде множества своих раздельных частей, но мыслимых нами пока лишь в качестве перемещающихся мест.

Тяжесть

Представляя собой множество перемещающихся мест, материя обнаруживает себя как нечто, состоящее из отдельных образований (обособленных тел). Поэтому только то, что разъединено, что обособлено, что, следовательно, можно потрогать руками или приборами, мы и называем материей.

Существование материи как таковой в раздельности ее частей (тел) является следствием ее тяжести. Тяжесть – это не какое-то свойство материи, присущее ей наряду с другими свойствами – это ее суть.

Материя есть сама тяжесть. Если использовать выражение, что матери обладает тяжестью, то при этом можно предположить, что она (тяжесть) дана ей (материи) откуда-то со стороны. Но в материи нет ничего нетяжелого. Тяжесть составляет материю и есть сама материя.

Будучи тяжелой, каждая обособленная часть материи (каждое тело) притягивает к себе все то, что ее окружает, все находящиеся вокруг нее другие части материи. Но коль скоро все части материи тяжелы и все они притягивают к себе все, что их окружает, то, следовательно, такое всеобщее притяжение переходит в их взаимное отталкивание друг от друга. Тяжесть проявляет себя только в единстве определений притяжения и отталкивания.

Каждое небесное тело, сохраняя свою самостоятельность, максимально стремится притянуть к себе все, что его окружает, поэтому обратной стороной такого всеобщего притягивания становится взаимное отталкивание тел.

Межзвездная среда вселенной представляет собой результат действия тяжести. Тяжесть разъединяет материю на множество обособленных частей, которые обнаруживают себя в виде плотных тел: звезд, планет, спутников, комет, астероидов. Образующееся между ними пространство представляет собой разряженную среду (вакуум), вещество которой притянуто данными телами. А это значит, что плотные тела вселенной и разделяющая их бесплотная среда составляют единство противоположности, обусловленное тяжестью материи.

Инертная материя

Обособленная часть материи, имеющая единую поверхность, представляет собой отдельное тело. Тела не равны друг другу по количеству обособляемой ими материи. Определенное количество заключенной в теле материи является его массой (лат. глыба, ком).

Тело является перемещающимся, но если рассматривать его вне пространства и времени, оно является инертным. Тело, рассматриваемое как инертная масса, не следует путать с телом, находящимся в состоянии покоя. Инертная масса способна как двигаться, так и быть в покое, и при этом она не есть ни то и ни другое.

Центр тяжести

Масса тела, взятая экстенсивно, представляет собой целокупность множества тяжелых частиц, а взятая интенсивно – их гравитационное давление друг на друга. Будучи сконцентрированной в одной точке, находящейся в самом теле, масса облает центром тяжести. Каждое единичное тело имеет свой центр тяжести в самом себе.

Являясь тяжелыми, все тела природы испытывают стремление найти свой центр тяжести. Первый такой центр они находят в самих себе. Но поскольку каждое отдельное тело окружено многими другими такими же телами, которые также имеют собственные центры тяжести в самих себе, постольку оно (тело) испытывает тяготение ко всем другим окружающим его телам. В результате такого положительного отношения их масс друг к другу между ними устанавливается некий общий центр тяжести, который оказывается расположенным где-то вне их, за пределами тяжести каждого конкретного тела.

Все тела стремятся приблизиться к совместно образуемому ими (их массами) общему центру тяжести, такое взаимное стремление многих тел приводит их в отношение противоборства за право занимать одно и то же место на пути следования к нему. Если в процессе такого соперничества (противоборства) за место два тела соединяются в одно целое лишь на некоторое время, после чего они вновь отлетают друг от друга, то такой вид отношения между телами определяется как столкновение.

Когда два тела сталкиваются, то на какое-то время они становятся одним телом и продолжают перемещаться вместе. Но поскольку каждое из них изначально представляет собой обособленную часть материи, масса которой имеет свой собственный центр тяжести, они стремятся сохранить свою самостоятельность. Это стремление выражается в форме взаимно определяемого ими сопротивления в отношении сообщаемого ими друг другу импульса перемещения. Проявляющаяся через такое взаимное сопротивление самостоятельность тел, определенная в соответствии с количественными параметрами их масс, составляет их вес. Вес – это относительная тяжесть тел, проявляющаяся через их давление друг на друга, происходящее в ходе их столкновения.

Вес тела находится в непосредственной связи со скоростью его перемещения. В пределах такого единства вес и скорость тела способны взаимно замещать друг друга. При столкновении двух тел происходит перераспределение их скорости согласно соотношению показателей их веса.

Если при столкновении двух тел, стремящихся занять одно и то же место, одно тело имеет незначительную по сравнению с другим массу, то оно присоединяется к нему (к большему по массе телу). В этом случае собственный центр тяжести такого тела поглощается центром тяжести большего тела, и оно (малое тело) переходит в состояние покоя. Покой, однако, никогда не бывает абсолютным. Покоящееся тело продолжает перемещаться вместе с тем телом, к которому оно присоединилось. И наконец, если тело в своем стремлении к всеобщему центру тяжести не встречает механического сопротивления со стороны других тел, то движение такого тела определяется как падение.

С одной стороны, падение обусловлено тяжестью самого падающего тела, с другой – его отношением к центрам тяжести всех других тел, относительно которых оно перемещается. Если центр тяжести такого тела захватывается центром тяжести другого тела, то его падение принимает акцидентальную форму. Падение завершается присоединением данного тела к поверхности большего и переходом в состояние покоя. Но если собственные центры тяжести отдельных тел не захватываются друг другом, то падение их во всеобщий центр тяжести принимает субстанциальную форму, которая представляет собой свободное движение системы тел.

Как происходит свободное движение? Каждое тело имеет свой собственный центр тяжести в самом себе. При этом каждое тело окружено множеством других тел, которые также имеют свои центры тяжести в самих себе. Следовательно, собственному центру тяжести каждого конкретного тела противостоит множество других центров тяжести, находящихся вне него во всех других окружающих его телах. Масса каждого тела стремится поэтому упасть не только в самое себя, в свой собственный центр тяжести, но и одновременно она стремится упасть во все другие тела, находящиеся вокруг данного тела. Такое стремление каждого тела к падению одновременно в направлениях всех других окружающих его тел (во все стороны сразу) дает нам определение свободного движения системы тел.

Систему свободно двигающихся по своим орбитам тел можно рассматривать как результат стремления каждого тела к его падению сразу во все окружающие его тела. Поскольку у каждого тела существует столько возможных направлений, сколько тел его непосредственно окружает, постольку направление его перемещения становится неопределенным (в смысле падения). Такое перемещение тел, падающих в неопределенном направлении, и образует собой то, что мы наблюдаем на небе – движение тел по своим орбитам.

Орбиты движения небесных тел как раз и представляют собой постоянно осуществляемый ими компромисс между всеми возможными направлениями их падения. Если взять, например, нашу планету, то мы должны исходить из того, что она стремится упасть не только в центр Солнца, но и в центры тяжести всех других тел, входящих в солнечную систему: и в Меркурий, и в Венеру, и в Марс, и в Юпитер, и в Сатурн, и в Уран, и в Плутон, и в Нептун, и во всех их спутники, и в каждый из нескольких тысяч астероидов и комет. Орбита движения Земли – это результат ее стремления оказать свое почтение всем телам солнечной системы. Она хотела бы упасть в объятия каждого из них. Но именно поэтому она не может себе этого позволить и вынуждена довольствоваться только тем, что беспрестанно раскланивается с ними. И точно также ведут себя все другие планеты и тела. Вся наша солнечная система в целом испытывает стремление упасть в центы тяжести всех других звездных систем, составляющих галактику Млечного пути, в силу чего она также имеет там (в галактике) свою собственную орбиту.

То, что мы называем невесомостью – это и есть состояние устремленности тела к падению сразу во все стороны. Иначе говоря, невесомость – это состояние распадения тела, в смысле наличия у него множества направлений его падения, которые уравновешивают и тем самым нейтрализуют друг друга. Такая равновесная кривая невесомого тела и является его орбитой.

Движение небесных тел обусловлено их тяжестью. Тяжесть же не требуется привлекать откуда-то со стороны, ибо материя и есть сама тяжесть. Тяжесть партикуляризует материю и вызывает падение ее частей (небесных тел) сразу во всех направлениях. Благодаря этому мы наблюдаем на небе свободное движение системы тел. Свободного в том смысле, что для его объяснения не требуется привлекать представление о каком-либо первоначальном толчке, приведшем в движение все тела вселенной.

Движение

Свободное движение присуще не отдельным телам (как это имеет место быть при акцидентальной форме падения), а только их системам. Иначе говоря, носителем движения в природе являются системы тел. Соответственно, подлинным предметом мышления в науке о небесной механике, является не единичное тело, а система многих тел. В рамках такой системы каждое единичное тело имеет свое особое место – орбиту своего движения

Согласно понятию механического объекта, в системе свободно двигающихся тел с необходимостью присутствуют центры тяжести трех типов: всеобщий центр, относительные центры и единичные центры. Солнечная система представляет собой пример такого свободного движения тел. В ней есть свой всеобщий центр, находящийся где-то рядом с Солнцем. Ему противостоят единичные центры тяжести, находящиеся в каждом теле. А посредствующими между ними (между всеобщим и единичным центрами) являются относительные центры тяжести, образуемые системами «планета – спутники». Соотношение трех указанных типов центров тяжести определяет конфигурацию движение тел солнечной системы, взаимную геометрию их орбит.

Если мы хотим представить себе материю в единстве всех ее механических определений, то в качестве примера можно взять только всю солнечную систему в целом.

Итак, в небесной механике мы имели только одно качество материи – тяжесть. Соответственно, все тела мы рассматривали лишь как простые сгустки материи, имеющие различную массу. С пониманием химического и биологического объектов мы сможем рассмотреть их в качественном обличье. Природа есть то, что она есть, только через свои качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: