Биологический объект

Умозаключению необходимости, где средним членом является всеобщее (целое), соответствует третий тип объективности – биологический объект. В дизъюнктивной форме умозаключения всеобщее выступает как исчерпывающий перечень своих особенных моментов: Е – О – В.

Эта последняя фигура умозаключения химического объекта, где особенные химические соединения разбегаются от всеобщности химического процесса, переходит в биологическом объекте в процесс жизнедеятельности всего организма: Е – В – О. В живом организме все его клетки и органы находятся под началом всеобщности протекающего в нем процесса. Жизнь в этом смысле есть увековеченный химический процесс.

Биологический объект – это биосфера нашей планеты. Она состоит из множества единичных живых организмов. Как объект она объединяет в себя принципы организации обоих предшествующих типов объективности.

Подобно механическому объекту, система биосферы представляет собой опосредованное единство трех центров: единичного, особенного, всеобщего. Рассмотрим их по порядку.

Во-первых, схема Е – О – В. Схема показывает, что единичные живые организмы соотносятся с всеобщностью биосферы через свои относительные центры – локальные экосистемы (островные, зональные, континентальные, морские, озерные), на которые распадается единый в себе организм биосферы.

Во-вторых, схема В – Е – О. каждый живой организм представляет собой самостоятельный единичный центр, который своей жизнедеятельностью опосредует наличие как биосферы в целом, так и той локальной экосистемы, к которой он непосредственно принадлежит.

В-третьих, схема О – В – Е, которая показывает, что биосфера в целом представляет собой единую в себе всеобщую систему, которой подчинены как все составляющие ее относительные центры (локальные экосистемы), так и все множество составляющих ее плоть единичных организмов.

В единстве трех указанных центров существует биосфера как единый в себе организм. Подобно химическому объекту, биосфера представляет собой процесс преобразования вещества планеты. Она непрерывно продуцирует из неорганических компонентов планеты органическое вещество и столь же непрерывно разлагает его и переводит вновь в неорганическое состояние. Согласно осуществляемому ею процессу, она подразделяется в себе на ряд царств живых организмов, которые представляют собой четыре последовательные фазы-ступени этого процесса:

-бактерии и вирусы (все прокариоты),

-растения,

-грибы,

-животные.

Бактерии и вирусы (все прокариоты) первыми осваивают неорганическое вещество и вовлекают его в процесс органического синтеза. Растения продуцируют основную массу органического вещества планеты (более 99 процентов), в чем и состоит их биосферная функция. Грибы, включая все слизевики, разлагают отмирающую органику и переводят ее вновь в неорганическое состояние. Животные регулируют весь этот биосферный процесс, поддерживая его в состоянии динамического равновесия.

Биологический объект как таковой представляет собой единичную жизнь. Жизнь, замкнутая под одной поверхностью (в едином теле) – это индивидуальный живой организм.

Сообразно своей принадлежности к тому или иному царству живого вещества каждый живой организм выполняет в биосфере свою определенную функцию, которая по отношению к самому организму является целью его существования.

Живой организм содержит в себе цель своего отношения к окружающему миру. То, к чему он стремится, есть внешний предмет его внутренней цели. Бактерии стремятся к неорганическим элементам, которые они потребляют. Растения стремятся, с одной стороны, к свету и воздуху, а с другой – к воде и минеральным соединениям почвы. Грибы имеют своей целью тот органический субстрат, в котором они живут и который они потребляют. Травоядные животные стремятся к поеданию растений, а хищные – к пожиранию травоядных.

О цели применительно к биологическому объекту

Цель следует отличать от причины. Причина принадлежит еще сфере определений необходимости, где она порождает действие и переходит в него. Цель же не только вызывает деятельность живого организма, но и сама содержится в ней (в деятельности) и посредством ее восстанавливает себя.

Живой организм не только содержит свою цель в самом себе, но и сам же является средством ее достижения. Растения раскидываются навстречу солнцу и воздуху свои ветви и листья, а навстречу влаге и минеральным удобрениям – свои корни. Животные с помощью своих внешних конечностей завладевают всем необходимым, а посредством внутренних органов перерабатывают.

Результатом деятельности живого организма становится сам живой организм, взятый в целом как осуществляющий бесконечный биохимический процесс преобразования вещества. За счет средств окружающей природы живое существо производит само себя (свое тело) в качестве осуществленной цели, благодаря чему оно восстанавливает целость и самодостаточность своего организма.

Развитие понятия цели проходит три умозаключения необходимости:

-Е – О – В: субъективная цель;

-В – Е – О: реализуемая цель;

-О – В – Е: осуществленная цель.

Во все трех фигурах мы имеем одну и ту же цель, которая распадается на тройственность своих особенных проявлений. Рассмотрим их по порядку.

Во-первых, субъективная цель. Некто говорит: я (В) хочу съесть (О) яблоко (Е). здесь его особенная потребность соотносит всеобщность организма с тем единичным средством, которое ем необходимо. Может показаться, что яблоко, как предмет его желания, принадлежит не ему, а природе. Но в природе нет ничего чуждого нам. Все, что мы хотим от нее, принадлежит нам. Это на рынке мы имеем чужие яблоки. Луговая трава принадлежит коровам, пыльца цветка – пчелам.

Во-вторых, реализуемая цель. Некто (В) завладевает яблоком (Е), как средством утолить голод (О). В ходе деятельности в живых организмах развились соответствующие внешние и внутренние органы. Именно они порождают в организме ощущение недостатка (субъективную цель). С их же помощью организм осуществляет целереализующую деятельность по овладению внешними средствами и перевариванию их. О деятельности живого организма можно сказать, что в нем конец действия становится его началом. То, что выступало в качестве средства (органы), само является целью деятельности организма и ее результатом.

В-третьих, осуществленная цель: Е – В – О. Съев яблоко (Е), некто реализует (В) свою потребность (О). В итоге некто ощущает в себе сытость и готов действовать.

Круг замкнулся. При этом важно, что во всех трех фигурах умозаключений содержание цели остается одним и тем же. В достигнутом результате снимается односторонность субъекта и односторонность объекта. В ходе потребления средств природы, субъект всякий раз объективирует сам себя.

И если химический процесс закольцовывает себя в процесс жизни, то сам процесс жизни биологического организма закольцовывает себя в идею.

Идея

Итак, реализация цели образует переход к идее, полагал Гегель.

Идея представляет собой неразделимое единство субъективной формы понятия и его объективной формы. Достигается такое единство в высокоразвитых живых организмах. Такой организм, с одной стороны, является реальным объектом, а с другой, он действует только на основе своего субъективного представления о самом себе и об окружающем мире.

Субъективным содержанием идеи являются идеальные определения природы (представления предметов, их имена), которые имеют место быть в головах живых существ, а ее объективным содержанием – сама реальная деятельность данных существ, осуществляемая при участии таких идеальных определений.

Каждый индивид представляет собой материальный объект, все действия которого осуществляются под руководством его идеального я.

Мыслящее я – это субъективная форма проявления моего понятия о самом себе. Мое реальное тело, осуществляющее все свои действия под руководством моего идеального я – это объективная форма проявления моего понятия. Единство моего идеального я и моего реального тела – это и есть идея, на основе которой я живу и действую.

Как сам себя осознающий субъект-объект, я нахожу в себе, во-первых, идею жизни, идею того, что я живу естественным образом, как и другие.

Во-вторых, в ходе жизни люди познают и преобразуют мир, это дает вторую форму идеи – идею познания.

В-третьих, в своем единстве идея жизни и идея познания дают нам третью форму идеи – абсолютную идею, согласно которой мы живем, чтобы познавать мир, и познаем мир, чтобы жить.

Идея жизни

Идея жизни представляет собой процесс функционирования организма, в ходе которого наше реальное тело подчиняет себя своему субъективному понятию. Если бы я только мыслил, не имея при этом никакого отношения к своему телу, то мое я было бы пусто и ни о какой идеи жизни речи бы не было. Бестелесных сущностей не бывает. Если бы, наоборот, я существовал только как реальное тело, но при этом не осознавал бы самого себя (не мыслил), то и в этом случае ни о какой идее жизни опять-таки речи бы не было, ибо мое бытие уподобилось бы бытию звезд, камней и простейших организмов.

Идея жизни представляет собой бесконечное умозаключение, которое распадается в живом организме на три последовательных процесса.

Во-первых, это процесс, совершающийся внутри организма живого существа по схеме: Е – О – В. В ходе этого процесса все составляющие его плоть клетки и органы постоянно взаимно производят и контролируют деятельность друг друга.

Такое всеобщее идеальное начало каждого живого организма выступает в форме его души. Душа в этом смысле представляет собой простую согласованность действия всех клеток, органов во имя производства его всеобщей жизни.

Во-вторых, процесс ассимиляции живым организмом окружающей природы по схеме: В – Е – О. Индивид, ощущая противоречие в самом себе (потребность), отыскивает в окружающей природе необходимые для его снятия (удовлетворения) средства. Потребляя эти средства, он устанавливает предметное отношение к самому себе, в результате чего он и самого себя учится воспринимать в качестве реального предмета. Узнавание себя в особи противоположного пола возводит идею жизни на ступень осознания индивидом своего рода.

В-третьих, родовой процесс по схеме: Е – В – О. Единичная особь (Е) принадлежит роду (В), что опосредовано ее половой особенностью (О). В ходе удовлетворения половой потребности индивиды входят в положительное отношение с особями противоположного пола. Благодаря этим отношениям в людях рождается чувство родового единства.

Уже в животном мире мы находим не только биологическую функцию рода, но и духовную, проявляющуюся в форме накопления, хранения и передачи знаний.

Познание в его развитой форме, т.е. как осуществляемое на основе мышления, имеет место только в обществе. Человек в процессе своей жизни отдает себя обществу (роду) не только как биологическая особь, но и как обладатель духовного содержания, как обладатель знаний о мире. В знаниях о природе и о самом себе человек имеет вторую духовную основу своего родового единства и цель своего существования.

Идея познания

Идея познания является прямым продолжением идеи жизни. Деятельность познания также осуществляется в единстве моего идеального я и моего реального тела. В процессе познания человек производит знания, которые становятся достоянием его сознания. Такова теоретическая форма идеи познания. Вместе с тем, в своем практическом отношении к миру человек стремится снять субъективный характер своих теоретических знаний и сделать их объективными, внедрить их в мир. Это представляет собой практическую форму идеи познания.

Основные ступени процесса познания таковы:

Первая ступень – чувственное познание посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния).

Формы познания:

-ощущение: отражение свойств объектов, воздействующих на органы чувств. Например, красный, звонкий, кислый, твердый, запах розы или дыма;

-восприятие: целостное отражение воздействующих предметов на органы чувств (образ конкретного человека или животного, куста розы, яблока);

-представление: воспроизведение в сознании ранее воспринятых предметов или явления (человек может вспомнить вкус лимона, запах розы, образы людей).

Вторая ступень – логическое (или рациональное) познание посредством абстрактного мышления, языкового общения. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Формы познания:

-понятие: мысль, отражающая общие и существенные признаки предметов (человек, растение, фрукт, земля, огонь, воздух, вода);

-суждение: мысль, отражающая явление в его связях с другими явлениями (солнце встает на востоке, мать кормит ребенка);

-умозаключение: процесс мышления, в результате которого из нескольких суждений выводится новое (все металлы проводят электрический ток. Медь – металл. Следовательно, медь проводит электрический ток).

Чувственное и абстрактное мышление органически связаны между собой.

В постижении действительности важное место занимает также интуиция. Интуиция – это непосредственное проникновение в суть вещи или явления без обоснования с помощью доказательства. Интуиция – это непосредственное постижение истины, не опирающееся на доказательство. Сущность интуиции состоит в том, что человек может приходить к выводам, опуская промежуточные звенья аргументации, не осознавая всю ту совокупность связей, на основании которой делается вывод.

Интуитивной деятельности человека свойственны: неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств ее решения, непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся:

-глубокое знание проблемы;

-поисковая ситуация, состояние проблемности;

-действие у субъекта поисковой доминанты, на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

-наличие того, что называют подсказка. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: