Теоретическое познание

Итак, процесс познания начинается с чувственного восприятия. Цель же познания заключается в том, чтобы изучить разрозненный материал и подвести его к единству понятия об окружающем мире. Этому способствуют математика, физика, химия, биология. Каждая такая наука исследует ограниченную область мира. В силу этого все частные науки обособлены друг от друга и не представляют собой последовательные звенья единой в себе системы знания о мире. Истинность их выводов относительна.

Сам ход познания включает в себя две взаимодополняющие процедуры. Сначала мы анализируем всю совокупность воспринимаемых нами единичных предметов природы.

Мы сравниваем их между собой, устанавливаем их схожесть и различие. На основе этого мы распределяем их по видам и родам. В этом состоит суть аналитического метода познания, который представляет собой момент схватывания и удержания в нашем представлении чувственно воспринимаемых нами предметов в их внешнем различии. Например, это – книга.

Его продолжением является синтетический метод познания, благодаря которому мы пытаемся постигнуть внутреннее строение отдельных предметов и образуемых ими систем (рефлексия в себе и рефлексия в другое). Направление продвижения синтетического метода противоположно направлению продвижения аналитического метода. Путем анализа мы разделяем окружающие нас предметы на группы, а путем синтеза мы, наоборот, пытаемся постичь их в необходимом единстве. Посредством синтетического метода мы познаем понятия предметов.

Синтетический метод включает в себя три ступени: дефиниция, расчленение, закон. Кратко рассмотри их суть:

-началом является дефиниция предмета, которая представляет собой его определение, указание на отличительные признаки. Например: плоскость, ограниченная тремя пересекающимися линиями – это треугольник. Дефиниция предмета – это как бы единое покрывало, скрывающее за собой все его внутреннее содержание. Материал (эмпирические сведения) для построения дефиниций добывается аналитическим методом. В дефиниции уже присутствует понятие предмета, но оно остается еще в себе не раскрытым. Чтобы постигнуть его, мы должны сначала подвергнуть предмет разъединению;

-на второй ступени синтетического метода познания мы разъединяем предмет на части и элементы. Например: студенты изучают науки, сдают экзамены, проходят практику; прямоугольный треугольник состоит из двух катетов и гипотенузы; дерево имеет корень, ствол, ветви, листья, плоды.

Процедура разъединения должна идти по пути дизъюнкции (разъединения) понятия предмета, однако понятие еще не познано нами. Поэтому членение производится не по понятию, а по факту наличия в предмете различающегося содержания. Но так как в самом предмете может быть много различных элементов и частей, то вопрос о том, какие из них следует брать при его членении, остается на усмотрение исследователя. В результате процедура сводится к тому, что с одной стороны, пытаются выявить различные элементы предмета, а с другой – путем их сравнения определить степень их значимости для него: какой является более существенным, а какой менее существенным;

-наконец, выявленные элементы и части предмета приводят к их единству. Формулируется положение о единстве составляющих содержание предмета частей и элементов, это и есть закон предмета. Синонимы закона: научное положение, теория, теорема. Но поскольку данные части и элементы были выявлены не по понятию, а чисто эмпирическим путем, то перед исследователем встает задача объяснить необходимость установленного им единства. Отсюда вытекает требования построения доказательства закона. Из какого бы материала ни строилось научное положение, оно должно быть доказано.

Пример научного положения (закона): соотношение длин сторон прямоугольного треугольника имеет определенную закономерность. Доказательство таково: сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

При таком способе построения доказательства налицо идущая извне (от исследователя) рефлексия внутрь предмета. Так, например, катеты и гипотенуза представляют собой подчиненные моменты треугольника, но при построении доказательства они принимаются в качестве основания, из которого выводится природа самого прямоугольного треугольника. Изобретенных исследователем квадратов катетов и гипотенузы в самом треугольнике не существует, они навязываются ему извне. Вывод, следующий из такого доказательства, представляет собой нечто противоположное понятию самого предмета.

Такой рассудочный способ доказательства называется в частных науках рациональным. С разумной же точки зрения здесь все обстоит как раз наоборот. То, что этих науках называется рациональным, принадлежит еще ступени рассудка, а то, что в них называется иррациональным, представляет собой как раз начала разумности.

Частные науки, доходя до той границы, дальше которой они уже не могут двигаться с помощью своих собственных методов (дефиниций, расчленения и конструирования теорем), находят следующий выход.

Они прерывают последовательность развития своих доказательств и заимствуют то, в чем они в данный момент нуждаются откуда-либо извне: из области созерцания, или из представления, или каких-либо авторитетных источников. Довольно часто в роли таковых оказываются прямо противоположные утверждения тем, что доказывались: тавтологии, неправомерные экстраполяции, разного рода натяжки, введение в расчеты и формулы различных допущений, коэффициентов, неизменных величин и так далее.

Одна из главных трудностей при изучении частных наук состоит в том, чтобы проникнуть в их суть. Если слепо принимать все выдвигаемые ими положения и предпосылки, не вникая в них, что собственно и происходит при школьном образовании, то лишних вопросов не возникает. Но если относиться к ним вдумчиво, то можно легко обнаружить уязвимость многих научных положений.

Однако это относится и к фундаментальным основаниям науки.

Истолкование объекта нуждается в специальном исследовании, которое предполагает отображение таких форм объекта, которые могут быть как действительными, так и мнимыми, потенциальными, иррациональными. Исходным для этого является изучение свойств объектов.

Свойство есть форма проявления объекта. Объекты проявляются посредством их свойств. Вещь есть совокупность многих свойств. Свойства данной вещи не возникают из ее отношения к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении. Только в движении обнаруживаются свойства.

Не все свойства равнозначны. Особое значение имеют основные свойства, которые обычно называют признаками. Из признаков также можно выделить главные свойства, которые называют качеством. Качество – главное, существенное свойство объекта. Всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций. Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами.

Объекты представляют собой свойства, сведения, параметры. Параметры представляют собой данные, показатели, признаки. Признаки представляют собой черты, атрибуты, критерии.

Объекты характеризуются свойствами, которые показывают не только наличие, но и отсутствие определенного признака у объекта.

Объекты характеризуются единством многих свойств, показывающих сходства и различия объектов. Сочетание свойств объекта ставит его в определенные соотнесения с другими объектами.

Объектом называют обособленный, познаваемый элемент реальности. Содержание понятия об объекте проявляется через перечисление его свойств. В то же время у объектов имеются несущественные и различающиеся свойства, а поэтому объекты существуют и в формах проявления, отличных друг от друга. Форма объекта характеризуется не только общими (преемственность), но и специфическими свойствами, а поэтому между объектами большое различие.

Формой называют все таксоны, т.е. единицы систематики, научного отображения объекты. Это элементы в химии, множества в математике, особи, виды и роды в биологии фигуры, образы, облики, модусы. Сам термин «форма» без указания объекта нельзя применять: просто форм не существует, а существуют формы какого-то объекта. При употреблении термина «форма» должно быть четко известно, о состоянии какого объекта идет речь.

Осознание объекта начинается с его опознания. Опознанный объект из вещи в себе начинает превращаться в вещь для нас. Опознание ставит проблему специального восприятия объектов. Чистой формой опознания выступают различные мыслительные операции по выявлению и обособлению объекта от других объектов. Заканчивается опознание на последней стадии диалектического мышления.

Опознание на определенной стадии порождает обозначение (номинацию, название, наименование). Обозначение – второй шаг диалектического понимания объекта. Обозначение есть форма опознания, когда объекту дают его знак и начинают его осмысливать. Осознание объекта становится осмысленным. Нельзя обозначить не опознанный объект. Обозначение еще не свидетельствует о завершенности и плодотворности опознания, которое могло показать ошибочный, вымышленный объект в качестве реального. Обозначение не сводится только к рассмотрению обозначающих систем, но и представляет дальнейшее познание отражаемого объекта.

Наименования, названия предполагают использование не случайного звукосочетания, а такого, которое выступает нормой общения, элементом системы языка. Название указывает одно из свойств объекта на основе принятого его обозначения. Наименование не дают обособленно, а как элемент языковой системы, имеющий тот или иной смысл и указывающий на это свойство обозначаемого объекта хотя бы и ошибочно.

Наименование даются словами обычного языка. Слова – формы наименований. Они обозначают не единичный объект, а их совокупность. Слово является элементом языковой системы, оно позволяет более строго указывать на свойства.

Слова – элементы повседневного языка. Для них характерно многозначное употребление, большая неопределенность смысла. Возникновение науки привело к тому, что слова стали исходными элементами научного обозначения. Произошло образование научных слов, терминов: это особые слова науки, они имеют более строгое значение. Специфическим элементом научного отражения мира являются категории: это те термины, содержание которых вытекает из теории. Категории – элементы теоретического осмысления объектов. Они имеют строго определенный смысл, вытекающий из теории.

Примеры категорий науки. Абдукция, абстрагирование, аксиома, алгоритм, атрибут, верификация, детерминизм, закон, идея, интерполяция, логика, модель, парадокс, определение.

Слова – термины – категории представляют основные ступеньки лестницы обозначений понятий. Словам обозначают понятия, которые могут быть по аналогии разнородными по величине камнями, из которых надо строить стену. Термины – подобранные по размеру камни. Категории – это пиленые каменные брусья для кладки стены. Категории возникают в результате специальной подгонки понятий под определенную теорию. Научный прогресс предполагает рост значения терминов и категорий, что не отрицает использования и слов при теоретическом осмыслении объекта.

Переход от слов к терминам и категориям предполагает рост однозначности смысла обозначений, потерю неопределенности, многозначности.

Согласно Аристотелю, определение есть речь, обозначающая суть бытия вещи. Когда он говорил о сути вещи, то имел в виду набор фундаментальных свойств, являющихся необходимыми и достаточными свойствами для того, чтобы любая вещь была вещью соответствующего типа. Суть вещи приблизительно значит то, что мы имели в виду, когда говорим о конвенциональном содержании термина. Так, суть (сущность) или определение круга заключается в том, что он является плоской фигурой, каждая точка которой равноудалена от одной точки.

Предикат (т.е. плоская фигура, каждая точка которой равноудалена от одной точки) обратим или соразмерен с субъектом: его можно приписывать всему, что является кругом, а все к чему он может быть применим, является кругом. Предикат является сущностью (сутью), поскольку он сообщает о том, чем является круг, так что из этого с необходимостью следуют все свойства круга.

Род

Определение состоит из двух элементов: рода и видового отличия. Род есть то, что сказывается в сути о многих и различиях по виду вещах. Так, плоская фигура – это род по отношению к кругу. Круг, в свою очередь, по отношению к плоской фигуре является родом и для треугольника, эллипса, гиперболы и т.д. Данные виды проявляются видовые различия, но принадлежат одному роду.

Видовое отличие

Видовое отличие – та часть сущности, которая отличает данный вид от других видов, относящихся к одному и тому же роду. Видовым отличием круга является то, что все его точки равноудалены от одной точки, видовым отличием треугольника является то, что он образуется в результате пересечения трех прямых.

Различие между родовым и видовым отличием имело для Аристотеля абсолютный характер, и было связано с его взглядами на метафизику. Однако с чисто логической, или формальной, точки зрения данное различие является абсолютным только в рамках конкретного контекста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: