А что происходит с фактами при переходе от одной теории к другой?

Прежде всего, изменяются предложения, являющиеся теоретическими представлениями фактов. Например, понятие флогистона вообще исчезает, вместо понятия дефлогистированный воздух появляется понятие кислород, понятие воздух изменяет свое содержание.

Вместе с новым языком возникает новая картина мира: одни сущности появляются, другие исчезают, простое становится сложным. Может показаться, что научные революции рвут ткань науки, образуют водораздел между новый и старой теорией.

Однако лингвистические компоненты научных фактов изменяются в гораздо меньшей мере. Научная революция затрагивает лишь ту часть фактуального языка, которая была непосредственно связана со старой теорией. Большая часть понятий фактуального языка сохраняет свое прежнее содержание.

Перцептивный и материально-практический компоненты фактов первоначально вообще не испытывают никакого изменения, то есть совокупность оборудования и навыки обращения с ним полностью сохраняются с приходом новой теории. Например, Лавуазье пользовался приборами, которые были в распоряжении сторонников флогистона. Лишь постепенно, после достаточно большого периода господства новой теории ее влияние начинает сказываться и в этой области: совершенствуются известные приборы, появляются новые, изменяется чувственное восприятие мира. В момент же победы новой теории и в течение некоторого времени после этого материально-практическая и когнитивно-перцептивная основы науки остаются неизменными. Это обстоятельство делает развитие науки непрерывным.

Теоретизм упускает из виду материально-практический компонент фактов науки, и это приводит его к ошибочному выводу о том, что развитие науки носит дискретный характер.

Развитие науки не только непрерывно, но и кумулятивно. Кумулятивность проявляется в двух отношениях:

-во-первых, каждая теория вносит свой вклад в развитие материально-практического компонента фактов и посредством этого стимулирует развитие техники и производственной практики;

-во-вторых, при смене теорий старая экспериментальная техника и практика сохраняются и наследуются новой теорией, которая стимулирует их дальнейшее развитие.

Таким образом, в процессе развития науки происходит постоянное обогащение и совершенствование материально-практических компонентов науки и развивающейся под влиянием науки техники и производственной практики (промышленности). Истинное знание, получившее материальное воплощение, сохраняется в научных революциях и передается поколениям ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: