Структура научного факта

Итак, научный факт – это некое целостное образование, состоящее из нескольких важных компонентов. (Мы в полной мере разделяем позицию А.Л.Никифорова и В.А.Канке по данному вопросу и обращаемся к их текстам.)

Первый – это логико-лингвистический компонент факта, он связан с предложениями, которые формулируются учеными. Например: в атмосферном воздухе имеется газ с такими-то свойствами. Мысль должны быть высказана в суждении.

Второй – когнитивно-перцептивный компонент, наличие определенного чувственного образа или совокупности чувственных образов, включенных в процесс установления факта. Дело в том, что всякий естественнонаучный факт устанавливается путем обращения к реальным вещам и практическим действиям с этими вещами. Контакт человека с внешним миром осуществляется только через посредство органов чувств. Поэтому установление всякого научного факта неизбежно связано с чувственным восприятием и перцептивная сторона в той или иной мере необходимо присутствует в каждом факте. В фактах, которые устанавливаются простым наблюдением, перцептивный компонент выражен наиболее явно. Если установление факта требует использования сложных технических средств, перцептивный компонент выражен слабее, однако он никогда не исчезает полностью.

Третий – материально-практический компонент, или совокупность приборов и инструментов, а также совокупность практических действий с этими приборами, а именно ранее приобретенные и закрепившиеся у исследователя навыки, умения, профессиональное чутье, которые используются им в ходе поискового или проверочного эксперимента. Эту сторону факта редко принимают во внимание, однако большая часть научных фактов не могла бы существовать без приборов и навыков работы с ними. Даже если факт устанавливается простым наблюдением, материально-практический компонент не равен нулю, он выражается в умении наблюдателя использовать свои органы чувств вполне определенным образом.

Итак, научный факт есть единство трех компонентов:

-логико-лингвистического;

-когнитивно-перцептуального;

-материально-практического.

Теперь подчеркнем то обстоятельство, что все три компонента тесно связаны между собой, их разделение приводит к разрушению факта.

Когда философы выделяют одну сторону факта, например, чувственное восприятие или предложение, и рассматривают ее изолированно, они разрывают ее связи с другими компонентами и в результате обедняют и искажают эту сторону. Например, представляя факт в виде предложения, философы упускают из виду ту часть, которая обусловлена связанным с ним чувственным восприятием и соответствующей совокупностью материально-технических средств.

Значение предложения «в состав атмосферного воздуха входит кислород» определяется не только объективным положением дел, но и наличием приборов и практических действий, которые позволяют получить и исследовать кислород.

В предложении выражаются представления о некотором фрагменте действительности, и эти представления стимулируют разработку приборов и инструментов для исследования. Менее ясен вопрос о влиянии лингвистического компонента на его перцептивный и материально-практический компоненты. Т.Кун считал, что всякий, кто говорит о природе фактов науки, признает их связь с чувственным восприятием и языком. По-видимому, наши восприятия также оказывают влияние на значение некоторых терминов нашего языка, но современные логические теории значения еще слабо учитывают это влияние.

Более отчетливым является влияние материально-практического компонента на перцептивный и лингвистический. Отдельные ученые (У.Бриджмен) пытались свести все значение научных терминов к совокупности операций с измерительными приборами. Однако нет теории значений, которые учитывали бы это влияние.

Если рассматривать факт в единстве всех трех его компонентов, то понятие истины к нему неприменимо, ибо научный факт есть не только отображение реальных вещей или отношений, но одновременно и выражение материальных и духовных достижений некоторой культуры, ее способов познания и чувственно-эмоционального восприятия реальности. Отсюда вытекает социокультурная относительность фактов. Например, тот факт, что вес металлов при прокаливании увеличивается, не будет фактом культуры, не знающей весов. С точки зрения философии это означает, что определенное свойство предметов материального мира либо не получило отражение в данной культуре, либо нашло отражение в иных фактах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: