Предваряя суть гипотетического метода, следует обратиться к наследию великого немецкого философа В.Лейбница, который критиковал схоластов за безграничную веру в аксиомы: они считали эти положения верными, едва вникнув в суть их терминов. Но геометры пошли еще дальше, они неоднократно пытались доказать эти предложения. Между тем было бы важно доказать все наши вторичные аксиомы, которыми обычно пользуются схоласты, сведя их к первичным или непосредственным и недоказуемым аксиомам (тождественным понятиям). Это необходимо не столько для студентов и профессоров, сколько для усовершенствования наук. Лейбниц устанавливает три вида анализа:
-анализ понятий,
-анализ суждений (предложений),
-анализ проблем.
Если разложение (анализ) предложения касается только исходных субъекта (то, о чем говорится) и предиката (то, что говорится), то разрешение проблемы требует разложения многих пар «субъект – предикат».
Аналитический процесс есть последовательное определение всех предметов субъекта, а затем признаков этих признаков для обнаружения в суждении субъекта такого признака, который в точности эквиваленте предикату.
|
|
Когда мы обнаружим такой признак, предложение можно считать доказанным. Иногда то же самое приходится делать и в отношении предиката, когда все определенные признаки будут найдены в числе признаков субъекта.
Всякое истинное утверждение, которое не тождественно и не истинно само по себе может быть доказано априори с помощью аксиом и определений.
Во всех случаях, когда предикат истинно утверждается о субъекте, утверждается их реальная связь. Отсюда различают номинальные и реальные определения. Определение – это операция приписывания термину некоторого значения или операция выделения некоторого дискретного содержания из непрерывного смутного представления (дефиниция).
Цель номинального определения – дать достаточные признаки, по которым можно было бы узнать вещи, предметы, явления. Это не истины, это объяснения терминов. Например, А – быстрейшее движение, В – кубический шар. Таким образом, номинальным определением может быть любой гипотетический конструкт. Однако определениями можно пользоваться для выводов только тогда, когда известно, что это – реальное определение и что оно не заключает в себе противоречия.
Рассмотрим следующий пример. Пусть мы имеем номинальное определение В есть кубический шар. Строим силлогизм:
-все кубические тела имеют объем, выраженный рациональным числом;
-В – кубическое тело (по определению);
-В имеет объем, выраженный рациональным числом;
-В есть один из шаров, имеет объем, выраженный рациональным числом. Но математикой строго установлено, что объем любого шара выражается только иррациональным числом.
|
|
Вывод: таким образом, возникает противоречие, невыполнимое для мысли. Следовательно, понятие кубического шара невозможно.
То, что истинно для номинального определения, то гипотетически истинно. А то, что истинно для реальных определений – абсолютно истинно. Номинальные определения значимы только для внутренне идеальной конструкции науки. Реальное определение есть такое, в самой формуле которого содержится указании возможности определенного понятия.
Отсюда два способа построения реальных определений:
-это определения эссенциальные, сущностные (интуитивное познание);
-определения реальные и генетические, причинные, они содержат в себе предположительно порождение предмета. Это синтетические идеальные конструкции.
Пример Лейбница: я определяю прямую как место всех точек, однородных по своему положению по отношению к некоторым двум точкам. Поэтому: если некоторое тело будет двигаться в то время, как некоторые две точки остаются неподвижными, то пришедшие в движение точки опишут дугу круга, а все покоящиеся падут на прямую, на которую падают центры всех кругов. И такая прямая будет осью движения. Таким образом, порождение прямой и круга у нас производится при помощи одной и той же конструкции.
Итак, теоретический этап познания начинается с гипотезы, ибо после того, как проблема, или задача поставлена, начинается поиск ее решения, а гипотеза – это и есть предполагаемое решение проблемы. Это форма теоретического знания, содержащая предположение, которое сформулировано на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки, обоснования. Гипотеза выступает и как форма теоретического знания, и как метод развития научного знания.
Заведомо истинные, как и заведомо ложные решения не могут выступать в качестве гипотезы. Гипотеза является предварительным, условным знанием о закономерности, проявляющейся в исследуемой предметной области или в существовании некоторого объекта.
Гипотеза – идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Предсказательная сила гипотезы означает, что она предсказывает нечто, вообще ранее неизвестное, появление новых научных фактов, еще не обнаруженных в эмпирическом исследовании. (Бучило).
Существенные признаки гипотезы:
-гипотеза представляет собой особую форму развития научных знаний. В науке построение гипотез дает возможность переходить от отдельных научных фактов к их обобщению и познанию законов развития явления;
-построение научной гипотезы происходит одновременно с выдвижением предположения, которое будет связано с теоретическим объяснением исследуемых явлений. Выдвижение предположения дается в форме отдельного проблематичного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связях явлений;
-гипотеза – это обоснованное предположение, опирающееся на конкретные факты. По этой причине возникновение гипотезы представляет собой познавательных процесс, приводящий к получению новых знаний.
Гипотеза – это предположение о причине конкретных явлений, истинность которого в современном состоянии науки не может быть доказана, однако это предположение объясняет данные явления, которые без него необъяснимы.
Научная гипотеза объясняет закономерности развития явлений природы, общества и мышления, она отвечает следующим требованиям:
-быть единственным аналогом процесса, явления;
|
|
-давать объяснение как можно большему числу обстоятельств, которые связаны с этим явлением;
-оказаться в состоянии предсказывать другие явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась изначально.
Рабочая гипотеза – это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы.
С точки зрения логической структуры любая из гипотез не сводится к одной форме мышления: понятию, суждению или умозаключению, а включает в себя все эти формы.