| «ПОМОЩНИК» | «ПОДТАЛКИВАТЕЛЬ» |
| 1. Предоставляет клиенту информацию для размышления | 1. Предоставляет готовое решение |
| 2.Ссылается на свой собственный опыт или размышления | 2.Ссылается на опыт, который невозможно проверить («Всем известно…», «Все говорят…») |
| 3.Раскрывает источники информации | 3. Не раскрывает источники своей Информации |
| 4.Дает возможность проверить информацию | 4.Говорит, что источники не доступны клиенту |
| 5.Старается логически и фактами доказать свою точку зрения | 5.Апеллирует к чувствам клиента («Ты просто боишься…», «Это просто смешно…») |
| 6.Выслушивает мнение клиента, его соображения | 6. Не пытается выслушать клиента |
| 7. Описывает несколько возможных Вариантов | 7.Описывает один вариант, как единственно возможный |
| 8.Принимает во внимание объективные обстоятельства и доводы клиента | 8. Отбрасывает соображения клиента («Это несерьезно…», «Это ерунда…») |
| 9. Избегает «давления» на клиента | 9. «Давит», чтобы клиент согласился с его планом |
| 10.Оценивает ситуацию, а не личность оптанта | 10. Оценивает личность оптанта, а не Ситуацию |
| 11. Готов принять любое решение клиента | 11.Отбрасывает решение клиента, как необоснованное, неразумное. |
Опираясь на данные характеристики, начинающему профконсультанту проще сориентироваться в направлении своего дальнейшего профессионального развития.
При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа неограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого повыпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости отвозраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью.






