Деятельность профконсультанта имеет сложный характер. Для оценки его труда необходимо определить результаты профконсультирования, критерии и показатели успешности. В результате успешного профконсультирования клиент должен:
· получить знания о профессиях на рынке труда и обучения, а также о своих профессиональных возможностях и интересах;
· принять решение о выборе наиболее целесообразной сферы профессионального развития и составить план своей профессиональной карьеры;
· получить навыки решения проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры, в том числе умение преодолевать стрессовые состояния, анализировать информацию и осуществлять деловое общение;
· реализовать готовность к активному и самостоятельному решению своих профессиональных проблем;
· оптимизировать свое эмоциональное состояние, уровень самооценки и уверенности в себе;
· испытывать чувство удовлетворенности полученной консультацией.
Эти результаты могут и должны служить признаками качества профконсультирования. Кроме того, о качестве профконсультационных услуг можно судить не только по их результатам, но также по правильности самого консультационного процесса. Правильность профконсультирования предполагает выполнение профконсультантом стандартных консультационных процедур и отсутствие серьезных ошибок в работе с клиентом. Совершение серьезных технологических ошибок и нарушение этических норм в процессе профконсультирования – таких, как принципы компетентности, конфиденциальности, профессиональной тайны, беспристрастности, ненанесения ущерба клиенту, добровольности участия клиента, сотрудничества и взаимного уважения, – считается признаком неэффективной работы, независимо от последствий и достигнутых результатов.
|
|
Литература
Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие. 2004.
2. Сорокина Н.В. Психология профориентации. Курс лекций. Тула 2002.
3. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования М.,- Воронеж, 2003