Подзаконные акты

Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означа­ет, что они должны приниматься на основе и во исполне­ние действующих законов и прежде всего - конституции страны. Подзаконный акт - это акт правотворчества, который основан на законе и не проти­воречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к опре­деленным общественным отношениям.

По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделя­ются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты.

Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории опреде­ленного государства. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. В президентской (суперпрезидентской) республике нормативные указы прези­дента обладают высшей юридической силой в системе подзаконных актов страны.

На основе и во исполнение указов президента принимаются постановления правитель­ства, которые более детально (в сравнении с указами) регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

2. Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т. д. В отличие от общих подзаконных актов, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например, решение Пра­вительства Москвы распространяется только на территорию Москвы.

3. Ведомственные подзаконные акты представляют собой разновидность правовых актов общего действия, которые, однако, распространяются лишь на ограниченную (специальную сферу общественных отношений [банковские, транспортные, правоохрани­тельные] и т. д.).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различного рода общественны­ми организациями для упорядочения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций.

Например, уставы политических партий создаются на основе закона, который устана­вливает лишь общие положения их организации, в то же время, каждая конкретная партия вольна отразить в уставе специфику своих целей, задач и т. д.

Соотношение различных подзаконных нормативных актов также строится по принципу иерархии — с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов. При этом юридическая сила и сфера действия под­законных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональ­ным значением соответствующего государственного орга­на (или должностного лица) в общей системе исполнитель­ной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-пра­вовые акты нижестоящих государственных органов долж­ны соответствовать нормативно-правовым актам вышесто­ящих органов государственной власти.

Нормативно-правовой договор как источник права - это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Причем если меж­дународным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: