Виды нормативно-правовых актов

Существует множество видов нормативно-правовых актов. Но в своей совокупности они как отдельный источ­ник права в рамках той или иной национальной правовой системы образуют определенную иерархическую структуру различной юридической силы, т.е. существует строгая сис­тема расположения и соподчиненния нормативно-правовых актов.

Важное значение имеет классификация нормативно-правовых актов по юриди­ческой силе и субъектам государственного правотворчества.

Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она опре­деляет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий ор­гана, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо ука­зывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где выс­шей юридической силой обладают законы.

Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять за­коны.

2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией).

3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

3.1. Понятие и виды закона

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, прини­маемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные от­ношения. Слово "закон" образовано из приставки "за" и корня "кон" (черта, граница, которую нельзя переступать). Закон - лишь одна из форм права. Еще в Древнем Риме различали право (jus) и закон (lex). Цицерон в диалогах "О законах" писал о "вредных" и "пагубных" постановлениях и отмечал, что "они заслуживают названия закона не больше, чем решения, принятые с общего согласия разбойниками", что законом является лишь справедливое решение.

Концепции закона в разных странах неодинаковы. Так, в странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл. В первом случае под ним понимают любую писаную или не­писаную норму, подлежащую защите в судебном порядке, во вто­ром — собственно акт парламента. Термином «законодательство» здесь охватывают нормативные акты общегосударственных органов (правительства, министров), принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу («делегирован­ное законодательство»), а также подзаконные акты (by-law) некоторых местных органов.

В странах романо-германского права различают понятия «закон в материальном смысле», т. е. всякую норму, исходящую от государ­ства, независимо от форм ее изложения, и «закон в формальном смысле», т.е. принятый в особом порядке акт высшего представитель­ного органа государственной власти.

Признаки закона

Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый субъектом-носителем государственного суверенитета, толь­ко высшим представительным органом - парламентом, представляющим весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума. Это правовой акт,выражающий (хотя бы теоретически) и отражающий волю и инте­ресы всего общества или народа.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех ос­тальных источников права, верховенством и является главенствующей " формой права.

В-третьих, это юридический акт - введение в правовую систему юридических норм, письменный документ, всегда - источник права и его обязательный элемент.

В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важ­ные общественные отношения.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом за­конодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - положения­ми или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

В-шестых, это нормативный акт, содержащий изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам.

В-седьмых, выражает и закрепляет объективированную в праве меру свободы людей (права) и устанавливает меру должного поведения (обязанности).

В-восьмых, воплощает принцип формального равенства.

Кроме названных существуют и другие признаки законов, отличающие их от других нормативно-правовых актов.

Легитимность закона

Легитимность закона означает положительное отношение к нему членов общества, поддержку его гражданами и юридическими лицами. Легитимность имеет две стороны: формальную и содержательную. Формальная означает принятие закона или иного нормативного акта надлежащим органом в установленном порядке. Содержательная - зависимость легитимности от его содержания. Содержательную сторону легитимности можно именовать легальностью закона. Идеальным является совпадение формальной легитимности и легальности закона. Проблема легитимности возникает тогда, когда формальная легитимность и легальность закона не совпадают. В подобных случаях реализация закона становится проблематичной.

Различие между формальной легитимностью и легальностью закона базируется на известной концепции различения права и закона. Легальным следует признать только правовой закон, т.е. закон, проводящий и закрепляющий правовую идею (справедливости, свободы, прав человека и др.). Такой подход делает необходимым механизм различения правового закона и неправового. В этом - коренная проблема всей концепции различения права и закона.

Различение права и закона

Проблема различения права и закона приобретает в теории права в России актуальное значение в 1970-е годы, т.е. в годы, совпавшие с формированием идеи правового государства, неизбежным следствием которого был отказ от тоталитарных представлений о сущности права и, в частности, от приоритета государства над правом.

Практическая необходимость в различении права и закона существует потому, что не все законы соответствуют идеалам справедливости, т.е. не всегда торжествует единство должного и сущего. Сущее - это закон, который есть, должное - то, каким он должен быть.

Понятие правового государства означает связанность государства правом, прежде всего демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе этой конституции. Особую роль в этой связанности государства правом играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы, т.е. общечеловеческие ценности. Смысл правового государства состоит в обеспечении господства права, а не просто верховенства закона. В цивилизованном мире общепринято, что в праве должна сочетаться и взаимодействовать нравственность, социальность, нормативность.

Одним из проявлений права (структура права - философия права, нормы права, социология права) в его различении с законом является и право, представленное в правосознании, правовых отношениях, правовых принципах, иных правовых явлениях. Поэтому право шире законодательства и никогда с ним по объему не совпадает. Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного права. Оно может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда будет мала степень "права в праве", т.е. степень права (нравственность и социальность) в законодательстве.

Виды законов

Законы по своему значению, и, прежде всего, по юридической силе, делятся на основные (конституционные) и обыкновенные (текущие).

Основные законы это конституции. Наивысшей юридической силой в системе норматив­но-правовых актов обладает Конституция. Она принимает­ся особым путем - посредством референдума (всенарод­ного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парла­ментом) в специальном (усложненном) порядке.

Виды конституции

Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства госу­дарства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности чело­века и гражданина.

С точки зрения формы, принято делить конституции на писаные и неписаные. Под писаной конституцией понимается единый нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической си­лой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, кодифициру­ющий правовые нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения. Неписаная конституция представляет собой сово­купность нескольких законов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан. Классический пример - английская конституция, состоящая из множества правовых актов - от Великой хартии вольностей 1215г. до Закона о министрах Короны 1 937 г.

По порядку установления конституции подразделяются на октроированные,которые дарованы монархом, и неоктроиро­ванные,т. е. принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом. К первым можно от­нести японскую Конституцию 1 889 г., марокканскую Конституцию 1911 г. и др. Октроированными принято считать также конституции, которые были разработаны и дарованы метрополиями своим коло­ниям при освобождении. Примерами неоктроированных конститу­ций являются Конституция Франции 1946 г., Конституция Португа­лии 1976 г. и др.

По времени действия конституции бывают временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия, по­стоянные - таким сроком не ограничены. Например, временная кон­ституция ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет. Однако боль­шинство современных конституций все-таки являются постоянными.

В зависимости от способа принятия или изменения консти­туции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменя­ются в обычном законодательном порядке; жесткие -впорядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодатель­ным процессом. Гибкой считается конституция Великобритании: входящие в ее состав законы изменяются как и другие законы, т. е. в обычном порядке. Примером жесткой конституции является Конституция США.

По форме правления различают монархические и рес­публиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Испании, Японии. К респуб­ликанским можно отнести основные законы ФРГ, Италии.

В зависимости от формы государственного устройства кон­ституции классифицируются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Примерами унитарных конституций могут служить конституции Швеции и Китая, федеративных - конститу­ции Российской Федерации и Индии. Конфедераций, как извест­но, в настоящее время в мире не существует.

С точки зрения политического режима, закрепляемого в конституциях, они подразделяются на демократические и ан­тидемократические. К демократическим могут быть отнесены конституции Австрии, Бельгии, Франции; к антидемократическим - конституция Индонезии.

Действующие сегодня конституции можно раз­делить на конституции «старого» и «нового» поколения. К первой группе относятся конституций, принятые в основном в XVII - XIX вв., а также некоторые конституций первой половины XX в. Конституция Норвегии 1814 г., (Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.). Вторую группу со­ставляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Конституция Франции 1958 г. и др.).

В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органичес­кие) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, За­кон о Конституционном Суде РФ).

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Законы принимаются, как правило, парламентом (выс­шим представительным и законодательным органом страны). Некоторые законы принимаются путем референдума.

В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных отношений. Объектами законодательной регуляции здесь являются наиболее важ­ные и существенные общественные отношения, имеющие основополагающее значение для жизни общества и уста­навливаемого в нем правопорядка.

Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и к одифици­рованные. Все они возникают и осуществляются в строгом соответствии с предписаниями Основного Закона, конкретизируя его положения.

Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Различного рода кодексы, уставы, положения, основы, представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат. Codex - книга, пень) это единый нор­мативно-правовой акт систематизирующий законода­тельство какой-либо отрасли права (гражданской, уго­ловной, земельной, и т. д.). Кодекс является результатам сложной правотвор­ческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства.

Структура Кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и особенной части. В первой закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части ко­декса.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные норма­тивные акты данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому кодексу.

По характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразде­ляются на материальные и процессуальные кодексы.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы и т.д.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федерациях особое место в системе источников права занимают так называемые федеральные законы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: