Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Кафедра инновационных технологий образования взрослых
Учебно-методический комплекс дисциплины
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
для слушателей специальности 1-23 01 71 «Психология»
Могилев
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры инновационных технологий образования взрослых
(Протокол № 1 от 31.08. 2011 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ОУ «МГУ им. А.А. Кулешова»
Автор-составитель: зав. кафедрой инновационных технологий образования взрослых ИПК и ПК УО «МГУ им. А.А. Кулешова», кандидат психологических наук И.В. Черепанова
Аннотация:
Учебно-методический комплекс включает в себя введение, тематический план, программу дисциплины, краткое содержание лекций, тематику семинарских занятий с разнообразными вариантами практических заданий по всем темам курса, задания для самостоятельной работы слушателей, тематику контрольных работ, перечень вопросов для итогового контроля (зачета), список необходимой литературы по курсу, как основной, так и дополнительной.
|
|
Настоящее пособие может быть использовано в качестве источника теоретических знаний и практических заданий для преподавателей высшей школы и институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, которые осуществляют или планируют подготовку психологов для исследовательской деятельности, а также студентов-психологов, как дневного, так и заочного отделения вуза, и слушателей ИПК и ПК, обучающихся по специальности 1-23 01 71 «Психология».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Тематический план | |
Содержание дисциплины | |
Краткое содержание лекций | |
Тематика семинарских занятий | |
Организация самостоятельной работы | |
Тематика контрольных работ | |
Перечень вопросов для итогового контроля (зачета) | |
Основная литература | |
Дополнительная литература |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время овладение основами исследовательской деятельности и методологии психологического исследования является актуальной задачей сферы профессионального образования. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с реформой общего среднего образования в нашей стране, где важная роль и место отводится психолого-педагогическому сопровождению процесса. Отсюда неизбежно требуются новые методы и подходы к осуществлению этой деятельности, в том числе и исследовательские. Специфика психологического исследования состоит в неявном характере его объекта – психики. В исследовании психолог фактически имеет дело с двумя реальностями: объективной и субъективной. Каждая из них имеет свои закономерности, для выявления которых требуются различные способы. Таким образом, для того, чтобы заниматься научно-исследовательской деятельностью, психологу необходимо овладеть: 1) философской методологией, которая представляет собой общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем; 2) общенаучной методологией - учением о структуре, логической организации, выводах и средствах познания в области теории и практики; 3) частной или специальной методологией – совокупностью методологических приемов в конкретной науке – психологии. Теоретическое и практическое изучение методологии необходимо еще и по другой причине. Методологические знания лежат в основе умения читать научную литературу, а также писать научные статьи и монографии.
|
|
Основная цель курса: познакомить слушателей с основами методологии психологического исследования.
Задачи:
1. Познакомить слушателей с теоретическими и методологическими основами исследовательской деятельности в психологии.
2. Обучить умениям и навыкам практического применения методических и методологических знаний.
3. Создать предпосылки для самостоятельного проведения научного исследования.
Изучение курса предполагает не только формирование у слушателей спектра базовых понятий в ходе аудиторных занятий, но и организацию активного их включения в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
В процессе изучения дисциплины целесообразно использовать все многообразие форм и методов организации педагогического процесса:
лекции — эмоционально насыщенные, богатые примерами и парадоксальными выводами;
семинары, построенные на самостоятельной работе слушателей с научной литературой и периодическими психологическими изданиями;
технологии активного обучения: «мозговой штурм», дискуссии (диспуты), круглые столы, деловые игры, защита проектов.
При организации самостоятельной работы слушателей следует насыщать ее различными видами работы с литературой и способами самоопределения в научно-исследовательской деятельности: аннотирование, рецензирование, реферирование психологических источников, написание сочинений, эссе, решение задач по изучаемым темам.
На семинарских занятиях слушателей целесообразно включать в следующие виды учебно-познавательной деятельности:
- заслушивание сообщений, докладов, их обсуждение;
- коллективные беседы, предполагающие обоснование участниками семинара теоретических положений, подтверждение их примерами из своей научно-исследовательской деятельности или деятельности других ученых-психологов;
- участие в мини-дискуссиях по наиболее актуальным проблемам в современной психологической науке и практике;
- участие в разборе сложных ситуаций, возникающих в процессе научно-исследовательской деятельности, решение задач по изучаемым темам;
- проектирование, конструирование, организация, осуществление, анализ и оценка собственной научно-исследовательской деятельности.
Требования к знаниям и умениям слушателей:
1. Овладение теоретическими и методологическими основами исследовательской деятельности в психологии.
2. Овладение умениями и навыками практического применения методических и методологических знаний при написании курсовых и дипломных проектов.
3. Овладение умениями и навыками чтения научной литературы.
4. Овладение умениями и навыками написания научных статей, докладов, научных отчетов, рефератов, рецензий и т. п.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество аудиторных часов | ||
Лекции | Семинарские занятия | Самост. работа | ||
1. | Принципы и основные уровни методологии науки | |||
2. | Этапы научного исследования | |||
3. | Гипотеза как теоретическое ядро исследования | |||
4. | Классификация общенаучных исследовательских методов | |||
5. | Классификация методов психологического исследования | |||
6. | Организация и проведение эмпирического исследования в психологии | |||
Всего: 36 ч. |
|
|