При восприятии окружающей предметной среды человек стремится найти в ней гармонию, отражающую соразмерность и упорядоченность частей и целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объектов. Это естественно, так как он воспринимает все то, что его окружает, как сферу жизнедеятельности. Внешняя дисгармония воспринимается как фактор неуравновешенности, нецелесообразности и вызывает соответствующие негативные психические состояния.
По восприятию человеком среды выделяют далее одну из психологических типологий людей. Так, по мнению одного из авторов конституциональной концепции личности У. Шелдона, одни типы людей воспринимают среду как поле, где пробуют свои силы для различного рода достижений (мезоморфы) в процессе занятий профессиональной деятельностью или хобби (покорение горных вершин, пересечение океанов в одиночку на небольших суденышках). Другими (эндоморфами) среда воспринимается как источник творческого вдохновения для написания лирических произведений (С. Есенин), картин (И. Айвазовский). Третьи, воспринимая внешний мир, ищут в нем источник тех или иных настроений (эктоморфы).
|
|
Мировосприятие служит своеобразным критерием уровня общей культуры человека и общества в целом. Ведь человек преобразует внешний мир согласно своему ценностному отношению к нему и чувству прекрасного, которое отличается от утилитарнополезного отношения бескорыстным характером. В восприятии окружающей среды активно участвуют эмоции и чувства, понимание и принятие воспринимаемого. Другими словами, восприятие среды осуществляется под воздействием факторов, характеризующих формируемый перцептивный образ с разных сторон - когнитивной, эмоциональной и поведенческой.
Когнитивный аспект связан с тем, как окружающий предметный мир воспринимается человеком. Установлено, что этот процесс завершается созданием связанной, целостной картины образа мира. То, что составляет проблему, разрешается как синтез совокупности взаимосвязанных факторов, но не как результат восприятия отдельных из них. Если образ мира оказывается негармоничным, неполным или не отвечает идеальному, человек старается угадать, ка
ким он должен быть. Гармония окружающего мира существует в воспринимающем его сознании индивида.
Эмоциональная сторона определяет эмоциональное отношение человека к образу восприятия. Возникновение и динамику проявления эмоций можно описать приближенно тремя парами полярных признаков: удовольствие - неудовольствие; возбуждение - успокоение; напряжение - расслабление.
Поведенческая сторона характеризует активность иод воздействием формируемого человеком образа мира. На осознаваемом уровне в его поведении отражаются мотивы, потребности, воля; на неосознаваемом - установки, интуиция.
Результатом влияния когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон на формируемый образ окружающей среды является устремленность человека к гармоничной жизни с природой, частью которой является и он сам.