Восприятие движения и времени

В вопросах восприятия движения и времени на­коплено больше фактов, чем сделано теоретических объяснений и изучено механизмов.

Основными признаками, на основании которых формируется перцептивный образ движущегося объек­та, являются скорость, траектория, направление, уско­рение движения и др.

По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции:

Перцептивный образ движущегося объекта формирует­ся в результате последовательного слияния элементар­ных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения.

Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений дви­жения, а сразу в виде неразложимого ощущения дви­жения благодаря специфическим перцептивным пере­живаниям, которые соединяют ощущения соседних по­ложений объекта (представители гештальт-психоло­гии, придерживающиеся этой позиции, называют такие переживания фи-феноменом).

Обе позиции, хотя и вносят разумное начало в сущность восприятия движения, оставляют без объяс­нения многие тонкие детали.

В формирование образа движущегося объекта включены факторы:

предшествующий перцептивный опыт индивида, свя­занный с движущимися объектами, и интеллектуаль­ное осмысление текущей конкретной ситуации, в кото­рой наблюдается движение;

специальные типы мозговых клеток, реакции кото­рых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения;

сигналы обратной связи, информирующие перцептив­ные центры мозга о перемещении головы и глаз че­ловека в соответствии с перемещением объекта.

Относительно последнего фактора следует отме­тить, что он не является решающим. Это подтвержда­ется тем, что:

человек способен воспринимать движения двух объек­тов, перемещающихся в противоположных направлени­ях, но глаза не могут сопровождать их одновременно;

восприятие движения может возникать и при его от­сутствии в виде так называемого стробоскопическо­го эффекта, при котором соседние неподвижные объекты освещаются проблесковым светом (так, если в гирлянде лампочек осуществлять поочередное их включение и выключение через интервал от 30 до 200 мс, то создается картина перемещающейся свето­вой точки);

движущимся кажется тот неподвижный объект, кото­рый воспринимается фигурой на движущемся относи­тельно его фоне - это так называемый эффект инду­цированного движения (так, на фоне движущихся об­лаков неподвижная луна воспринимается как переме­щающаяся);

перемещение изображений объекта на сетчатке глаза не является признаком движения этого объекта (при ходьбе по узкому коридору изображения дверей ка­бинетов перемещаются на сетчатке, однако это не со­ответствует действительности, так как двери остают­ся неподвижными).

Движущиеся объекты лучше воспринимаются бо­ковым зрением.

Восприятие времени не было даровано человеку природой. В процесс формирования условных реф­лексов восприятия времени включены многие физио­логические и психологические механизмы. Это, в част­ности:

ритмические процессы в коре головного мозга (чере­дование сна и бодрствования в соответствии с чере­дованием времени суток и общей освещенности, сме­на процессов возбуждения и торможения), эти свое­образные «биологические часы»;

чередующиеся процессы возбуждения и торможения, сопровождающие выполнение какой-либо работы;

циклические явления сердцебиения, ритмы дыхания.

На восприятие времени человеком оказывают вли­яние:

его эмоциональные переживания (например, за прият­ной работой время «пролетает» быстро, а томительное ожидание его «растягивает»);

некоторые фармакологические средства, влияющие на вегетативную систему человека;

индивидуально-личностные свойства человека (напри­мер, для холерика время движется быстрее, а для флег­матика медленнее, что используется в некоторых диаг­ностических процедурах);

специальные тренировки (хороших результатов в оцен­ке малых отрезков времени можно достичь в резуль­тате недельной тренировки; с возрастом оценка време­ни становится более точной).

Интересно, что воспоминания человеком событий прошлого подчиняются противоположным закономер­ностям по сравнению с восприятием продолжитель­ности текущих событий. Так, события прошлого, на­полненные активной, интересной жизнью, восприни­маются как более продолжительные. События «серо­го» периода жизни - как менее продолжительные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: