Особенности восприятия речи, человека человеком и окружающей среды

Восприятие речи

Восприятие речи состоит в ее распознавании. Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздра­

жителя и как источника смыслового содержания воспринятых звуков. Первый аспект реализуется слу­ховой или зрительной системой (в зависимости от формы речи - голосовая или письменная).

Восприятие смыслового содержания задействует более широкий круг психических механизмов чело­века - таламус, ассоциативную кору полушарий го­ловного мозга и др. Выяснено, что основную роль в восприятии устной речи играет левое полушарие. Правое полушарие более чувствительно к таким ха­рактеристикам речи, как ее эмоциональная окраска, интонация, тембр.

Некоторые характеристики восприятия речи:

как слуховой раздражитель речь воспринимается лишь в том случае, когда ее скорость не превышает 2,5 сло­ва в секунду;

как источник смыслового содержания речь восприни­мается в том случае, когда, во-первых, фразы, произно­симые без пауз, не превышают 5-6 с и, во-вторых, ког­да фраза состоит не более чем из 8-13 слов;

из общего объема высказываний человек воспринима­ет в среднем лишь 70% (слуховой аспект) и понимает 60% (смысловой аспект).

Кстати, восприятие речи зависит от пола: муж­чина более эффективно воспринимает речь в первые 10-15 с, а затем занят тем, что обдумывает следующие фразы.

Еще одна особенность восприятия речи - верба­лизация зрительного опыта. При восприятии зри­тельных образов их опознавательные признаки тес­но увязаны со словами. Так, североамериканские ин­дейцы не делают различий между голубым и зеле­ным цветом, так как в их лексиконе присутствует лишь слово «голубой». Однако те из них, кто знает англий­ский язык, без труда различают эти цвета.

В этой связи высказываются две гипотезы:

именно вербализация обусловливает величину так на­зываемой зрительной единицы, т.е. тот минимальный по величине зрительный сигнал, из которого, как из кирпичиков, формируется общий зрительный сигнал;

процессу обнаружения чего-то нового предшествует процесс формирования соответствующего понятия с помощью слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: