Сущность внимания

Внимание - это характеристика психической по­знавательной деятельности, которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, собы­тии, явлении, идее, мысли) и проявляется в избира­тельном восприятии значимых в текущий момент раздражителей при игнорировании других.

Иными словами, внимание - это процесс отбора и текущего контроля актуальной на данном этапе информации о конкретных объектах внешней и внут­ренней среды.

От внимания зависит успех любой деятельности. Нет ни одной секунды, чтобы психику человека не «атаковали» тыеячи входных воздействий различной природы: звуки, шумы, речь, музыка, распоряжения, давление ветра, реклама, раскаты грома и блеск мол­нии, сигналы от аппаратуры на рабочем месте и др.

Если бы вся поступающая информация воспри­нималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только вхо­дит в душу человека из внешнего мира, можно ска­зать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей инфор­мации достигает «святая святых» человеческого су­щества - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется влабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.

В любой деятельности (умственной и физичес­кой) внимание опережает действия. Оно оказывает организующее влияние на все познавательные про­цессы. Невозможно представить себе мыслительный процесс, касающийся одного объекта, если внимание сосредоточено совершенно на другом. Аналогичные ситуации складываются и относительно восприятия, памяти, воображения и речи.

Ряд психологов до сих пор не признают за вни­манием самостоятельного статуса. Для этого у них есть некоторые основания. Во-первых, внимание про­является внутри всех познавательных процессов, по­стоянно идет как бы «под руку» с ними. Во-вторых, оно не является «владельцем» таких энергетически мощных центров в коре головного мозга, как зритель­ные и другие виды ощущений. Однако установлено, что внимание имеет свои свойства и, что более важ­но, представлено на уровне высших психических фун­кций особыми анатомо-физиологическими структу­рами. Наконец, каждый человек на опыте своей по­вседневной жизни убедился, что внимание играет заметную роль в его жизни. Не зря большинство из­вестных миру людей в качестве «секрета» своих ус­пехов называют внимание.

4.1.2 Функции внимания

К основным функциям внимания относятся: из­бирательность, целенаправленность и активность.

Функция избирательности внимания реализу­ется через выделение из всей поступающей инфор­мации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоус­тойчивость» сознания.

Функция целенаправленности состоит в сосредо­точении внимания на предмете деятельности, его удер­жании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обуслов­ленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фраг­ментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах, его ждет успех.

Функция активности направлена на поддержа­ние работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами тек­ста. При этом иногда ему приходится делать над со­бой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляет­ся как бы само собой.

Внимание принимает участие в процессах памя­ти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формирова­нии образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты, зву­ки и др.).

Регулирующая роль внимания проявляется в мыш­лении: пока осуществляется мыслительная деятель­

ность, в сознании благодаря вниманию удерживают­ся мысли, непосредственно относящиеся к этой дея­тельности. Собственно, переключение внимания на что- то другое означает смену мыслительных занятий.

Невозможно недооценить роль внимания и в коммуникационных процессах речи. Так, при деловом

общении каждый собеседник сосредоточен на звуча­нии собственного голоса, смысле произносимого, сво­ем невербальном поведении, реакции партнера. Сто­ит только упустить какой-то из этих моментов, и раз­говор становится менее эффективным.

Велика роль внимания в организации собствен­ного поведения и взаимодействия с другими людь­ми. Внимание, проявленное к собеседнику, оценива­ется им по высшим баллам шкалы взаимоотношений между людьми. Д. Кар неги, известный в нашей стране как специалист в области коммуникационных тех­нологий, в одной из своих книг рассказал, как он за­воевал лавры лучшего собеседника на вечере, посвя­щенном проблеме, в которой он ничего не понимал. Он просто внимательно слушал собеседников, не про­ронив за все это время ни одного слова.

Столь же эффективно, но в обратную (по знаку) сторону действуют факты недостаточного внимания к людям. Это особенно быстро проявляется, когда че­ловек обладает индивидуальными недостатками свойств внимания (рассеянность, неустойчивость вни­мания и др.).

Таким образом, внимание столь глубоко внедрено в повседневную жизнь каждого человека, что с его ка­чеством связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к той или иной профессии, умение бесконфликтно контактировать с людьми и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: