Характеристики и свойства внимания

Внимание обладает целым рядом качественных и количественных характеристик и свойств (рис. 4.2): объем, переключаемость, распределение; рассеянность, устойчивость, флюктуация (колебание), концентрация и отвлекаемость.

Объем внимания измеряется количеством одно­временно воспринимаемых объектов (букв, цифр и т.д.). Объем внимания и кратковременную память из-за их тесной связи часто определяют эксперимен­тально по одним и тем же методикам. Измерение это­го параметра производится тахистоскопом. Чтобы уве­

личить объем внимания, необходимо научиться сис­тематизировать и группировать по смыслу и содер­жанию воспринимаемый материал. Обычная «норма» взрослого человека - от 3 до 7 объектов.

Переключаемостъ внимания определяется скоро­стью переноса внимания с одного объекта на другой. Это свойство позволяет человеку оперативно реаги­ровать на изменение текущей ситуации. Переключае- мость внимания может выступать как фактор утом­ления и как фактор поддержания работоспособнос­ти. Если, например, психика не успевает адаптироваться к смене вида занятий, то у человека постепенно нара­стает усталостный процесс. Если же адаптация про­текает быстро, то смена занятий и соответствующее переключение внимания способствуют высокой ра­ботоспособности.

Педагогу, например, часто в течение дня приходит­ся перестраиваться: в одном классе он проводит заня­тие по одной теме, в другом - по другой. Затем он должен переключить свое внимание на проведение родительского собрания, на индивидуальную работу с учениками и т.д. Каждый человек должен знать свои возможности по «перестройке» внимания.

Конечно, легкость переключения внимания зави­сит от отношения человека к тому, чем он занят в данный момент, и к тому, чем ему предстоит за­няться. Кстати, по переключаемое™ внимания муж­чины значительно уступают женщинам (конечно, в среднестатистическом смысле). Около 45% женщин могут быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, 15% этого не умеют. У мужчин эти цифры соответственно таковы: 18 и 38%. Слабую спо­собность людей переключать внимание нередко ис­пользуют воришки. В обязанности одного может входить привлечение внимания к какому-либо нейт­ральному объекту или явлению, а второй в это вре­мя должен освобождать карманы законопослушных граждан (так называемый криминальный эффект «Держи вора!»).

Распределение внимания - это способность од­новременно выполнять несколько видов деятельнос­ти (или действий). Цицерон, говорят, мог выполнять одновременно семь важных дел. А французский пси­холог Полан демонстрировал свое мастерство, читая публике одно стихотворение и одновременно сочи­няя другое. Этот параметр важен, например, для педаго­га. Ведь в его поле зрения одновременно должна нахо­диться вся аудитория и каждый ученик в отдельности. Более того, педагогу нужно следить за логикой изло­жения урока и своей речью, не упуская из виду сте­пень усвоения материала учениками и многое другое.

Объективности ради хочется отметить, что обычно человеку не под силу выполнять одновременно не­сколько равнозначных дел. Даже если это и выгля­дит так, то одно из дел обычно человеком усвоено до уровня автоматизма. Видимость «многостаночника» можно объяснить характерной для данного человека быстрой переключаемостью с одного дела на другое.

Рассеянность внимания выражается в неспособ­ности к длительному сосредоточению, в частом не­произвольном переключении с объекта на объект.

Наблюдается рассеянность:

мнимая;

подлинная.

Мнимая рассеянность (ее можно назвать перекон- центрацией) выражается в высокой избирательнос­ти и трудной переключаемости внимания. Это ре­зультат большой сосредоточенности индивида на чем- то. Человек ничего вокруг себя не замечает, погружен в свои мысли и с ними живет, создавая вокруг себя массу проблем для других людей, которые вынужде­ны «контачить» с ним. В повседневности этот тип рассеянности носит название «профессорской» и воспет во многих шутках и анекдотах. Говорят, что как-то Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. По дороге он так ушел в свои мысли, что остановился в задум­чивости, да так и простоял несколько часов.

Физиологическая причина рассеянности заклю­чается в возникновении сильного очага возбужде­ния в коре головного мозга, который тормозит актив­ность соседних участков коры.

Подлинная, или «порхающая», рассеянность (не- доконцентрация внимания) выражается в слабой ин­тенсивности внимания и в еще более слабой пере- ключаемости. Это явление наблюдается, как правило, в ситуациях переутомления и чрезмерного эмоциональ­ного возбуждения. С точки зрения физиологии этот вид рассеянности объясняется недостаточной силой внутреннего торможения, в то время как процессы воз­буждения возникают легко и беспорядочно.

Устойчивость внимания характеризуется способ­ностью человека продолжительное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте. Эта характеристика внимания должна постоянно находиться в поле зре­ния представителей многих профессий. Например, пе­дагог должен знать, что устойчивость внимания в на­чале урока невысока, затем улучшается, а к концу урока

вновь наблюдается спад. Лектор должен помнить, что внимание аудитории в его устойчивой фазе можно удерживать 18-20 мин. Это сослужит пользу и пред­принимателю, проводящему презентацию товаров и услуг перед клиентами в выставочном зале.

Необходимо учитывать и личностные особенно­сти человека, его эмоциональное и физическое со­стояние. Внимание холерика, например, легко при­влечь, но куда труднее удержать.

Колебания (флюктуация) внимания - это крат­ковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания. Колебания внимания наблю­даются даже при устойчивом внимании (обычно с периодом 6-12 с). В этом можно убедиться на про­стом примере.

Всмотритесь пристально в рис. 4.3. Вообразите себе две картины:

меньший квадрат находится ближе к вам, чем боль­ший, - это крыша какого-то дома;

меньший квадрат находится дальше - это дальний выход длинной подземной автострады.

Зафиксируйте в своем внимании одну из этих возможных картин (любую) и постарайтесь удержать ее в течение примерно одной минуты. Удерживаемая фигура «уплывает», переключается на другую помимо вашего желания, непроизвольно.

Концентрация внимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте. Тот, кто умеет добить­ся концентрации своего внимания в нужный момент, способен на труд высокой степени продуктивности. Обычно внимание в максимальной степени должно быть сконцентрировано в моменты критической си­туации (например, при изучении наиболее трудных для усвоения фрагментов урока, рождении идеи про­изведения искусства, ожидании сигнала от воздуш­ной цели при ее сопровождении по экрану радио­локатора и др.).

Концентрация внимания зависит от свойств нер­вной системы человека, от его темперамента. Так, дей­ствия дополнительных раздражителей при выпол­нении какой-то работы представляют помеху для меланхолика, но повышают концентрацию внимания у флегматика.

Отвлекаемость внимания - это явление непро­извольного перемещения внимания с одного объекта на другой при воздействии посторонних внутрен­них и внешних раздражителей, несовместимых с вы­полняемой в данный момент деятельностью. Отвле- каемость наблюдается из-за чередования состояний возбуждения и торможения коры головного мозга через 15-20 мин сосредоточенной работы.

Один из возможных приемов повышения устой­чивости внимания основан на последовательном рас­крытии в объекте, на который направлено в данный момент внимание, того нового, что может заинтересо­вать человека.

Из перечисленных выше свойств внимания фор­мируются свойства личности, такие как вниматель­ность (и обратное - невнимательность) и наблюда­тельность.

Внимательность - это свойство личности, обус­ловленное как организацией процесса деятельности,

так и индивидуально-типологическими особеннос­тями самой личности.

Наблюдательность - способность замечать в предметах и явлениях неброские, но в то же время существенные или важные для какой-то цели дета­ли, признаки или свойства. И. Павлов велел высечь на фасаде главного корпуса своего института слово «наблюдательность» - он высоко ценил это свой­ство личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: