Определение понятия «наука», объект, предм. И зад. Научного иссл

Предпосылкой и условием возникновения научного мышления послужило общественное разделение труда. На базе духовного труда была создана наука, на основе достижений которой стало бурно развиваться материальное производство, вся многообразная жизнь людей.

Наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая система­тизация объективных знаний о действительности. В широком смысле слова - это одна из форм общественного сознания, пред­ставляющая собой исторически сложившуюся и непрерывно раз­вивающуюся на основе практики систему знаний о природе, об­ществе и мышлении, об объективных законах их развития.

По способу изучения научные исследования подразделяются на: теоретические и эмпирические. Теоретические исследования направлены на создание теоретических моделей объектов или явлений, которые в логической форме отображают объективные связи объективно существующего мира. Эмпирические исследования включают в себя все формы познавательной деятельности, осуществляемой с помощью экспериментов и наблюдений, в целях получения новой научной информации об изучаемом объекте. Теоретические и эмпирические исследования тесно связаны между собой, поскольку, с одной стороны, без теоретического обобщения невозможен целенаправленный эксперимент, с другой стороны, теоретические обобщения нуждаются в экспериментальной проверке.

По области испол. результатов науч. исслед. делятся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования, цель которых — открытие основополагающих новых законов природы, и целенаправленные фундаментальные исследования, ориентированные на конкретные изыскания и разработки новых способов и средств познания процессов или явлений. Собственно фундаментальные исследования, как правило, составляют небольшой процент от общего объема научных исследований.

Прикладные научные исследования направлены на непосредственное создание новых технических средств, технологий, предметов потребления, имеющих конкретное практическое применение в различных отраслях науки и техники. Прикладные исследования базируются на результатах фундаментальных исследований, т. е. на уже известных законах.

При проведении научного исследования необходимо наметить объект, способ его изучения и целевое назначение изысканий. Лю­бой материальный объект обладает бесконечным числом переменных характеристик и представляет собой интегральную систему, в которой взаимодействуют составляющие его компоненты. На­пример, объектом изучения геологии является Земля в целом, любые ее неоднородности (оболочки, слои, горные породы, минера­лы, кристаллы), представляющие собой сложные интегральные системы, взаимодействующие между собой. Предметом исследования являются отдельные характеристики объекта, т. е. любой геологический предмет исследования представлен в виде научной идеализации (модели), позволяющей изучать определенные свойства объекта.

Научное исследование должно быть целенаправленным. Исследователь должен знать, что именно нужно изучать, какую решать проблему, сформулировать задачу и наметить пути и средства, необходимые для ее решения в рамках существующей проблемы.

Важной особенностью научного поиска является метод познания. Метод представляет собой способ исследования явлений, который включает в себя различные теоретические и технические средства познания, ведущие к получению новой информации. Выделяют общие и частные (специальные) методы исследования.

Совокупность методов, направленных на проведение какого-либо исследования, называется методикой (например, методика геологического картирования и т. д.).

Важную роль в развитии науки играет методология — учение о приемах и методах любого научного исследования, принципах построения, формах и способах познавательной деятельности. Методология определяет логическую систему (структуру) познания действительности, адекватное отражение ее в сознании в виде понятий, суждений, гипотез, теорий. Методология абстрагируется от специальных методов, специальных познавательных задач, от изучения особенностей объекта исследований, от индивидуальных качеств исследователя. Она устанавливает и формирует общие черты научной деятельности и является составной частью интеллектуальной культуры специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: