Процесс медиации должен соответствовать ряду принципов.
Первый принцип медиации — добровольность участия конфликтующих сторон. При этом сам процесс переговоров полностью принадлежит сторонам. И ответственность за результаты — соглашение, которое принимают стороны, — также полностью принадлежит им. Задача посредника — организовать процесс переговоров таким образом, чтобы стороны действовали эффективно в достижении своих интересов, нарушенных в результате возникшего конфликта.
Второй важный принцип медиации — конфиденциальность. Третий принцип медиации — нейтральность, беспристрастность посредника. Только при условии выполнения этих принципов может происходить процесс медиации, который включает в себя несколько этапов:
1) знакомство участников с посредником и сообщение посредника о своей компетентности;
2) сообщение участникам принципов переговоров;
3) предоставление по очереди участникам возможности высказаться по поводу своего видения конфликта;
4) предложение сторонам обсудить услышанное и выразить чувства, которые у них при этом возникают; главная задача на этом этапе — достижение совместно принимаемой сторонами формулировки проблем;
5) выработка и обсуждение сторонами предложений (посредник обобщает наиболее конструктивные предложения);
6) подготовка соглашения и обсуждение мер, которые могут быть предприняты в случае нарушения соглашения.
Профессионализм посредника предполагает следующие умения:
• быть серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным»;
• выказывать доверие и заботу;
• быть ответственным, нейтральным, демонстрировать уважение, не вовлекать других и самому не вовлекаться в конфликт, не руководствоваться эмоциями, не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения, не действовать свысока;
• посредник при работе слушает, повторяет услышанное, не перебивает, проясняет спорные моменты, стимулирует участников к расширению информации, предлагает варианты решений, достигает соглашения, не ищет правого, а ищет эффективное решение.
Ситуация для медиации предлагается участниками или ведущим группы (см. ситуацию в упражнении «Ток-шоу» на с. 15). По ходу разворачивания ситуации посредниками могут становиться другие члены группы.
При обсуждении следует проанализировать стратегию действий посредников, участвовавших в упражнении.
В завершение тренинга целесообразно провести ряд «закрывающих» упражнений.