Методология античной философии и науки

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V—IV вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе Первые философы 5ыли одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли. Солнца, звезд, животных, растений и 4еловека. Первых греческих философов называли «физиками» (от греческого phisis - природа). Главным вопросом Древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Философы искали из чего все произошло. Так, родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды. Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала мира.

Пифагорейская школа: (подход со стороны количества). Пифагор - основатель первых математических представлений (все вещи есть числа). В основе мира вещей и людей лежат числа и числовые соотношения.

Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга. Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей.

Считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать, он предпочитал указывать на вещь пальцем. Мир никем не создан, он был и будет вечным огнем.

Этическая философия Сократа. Сократ сначала относился к школе софистов. Главная задача софистов сводилась к изучению и открытию интеллектуальных способностей человека. Сократ создает свою собственную школу, задачей которой ставилось формирование у молодежи передовых и я прогрессивных нравственных устоев. Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед. Философское кредо Сократа; "Познай самого себя". Сократ ставит проблему души, как источника добра. Через государство возможно решение проблемы добра, поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранятьгосударство должны люди мужественные. Разделение на формы государства. 1) Прогрессивная форма. Аристократическая республика - одна из форм. Власть интеллектуального меньшинства, профессионалов и морально пригодных людей. Чем больше управленческий аппарат, тем хуже живется народу. 2)Регрессивная форма. Демократия одна из форм. Это власть толпы, непрофессионалов и случайных людей. Часто у власти наблюдаются тираны и узурпаторы власти. Демократия предполагает хаос.

Идеальный мир Платона. Создает в рамках школы систему объективного идеализма, исходной точкой которой является признание идеального, как существующего объективно, независимо от человека. Основой этой системы является учение о мировых идеях. Мировые идеи составляют основу мира. Они есть "подлинное бытие". В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Анализ идей. Идея красоты выражается прежде всего через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и выражает сущность человеческой души. Платон ставит вопрос о структуре человека, человек это троичное существо. 1) тело или мир чувств 2) душа. 3) связующим элементом между телом и душой является разум. Социальное учение Платона (вытекает из его теории души) выделяет, мудрость, храбрость, умеренность и справедливость. Данная структура души определяет социальную структуру общества. Платон утверждает, что социальной основой государства являются 3 группы людей: 1) Профессиональные управленцы и свободная интеллигенция 2) воины-защитники, 3) слой связанный с материальным производством. Платон также анализирует государственные формы правления: 1) приемлемые (монархия и республика). 2) неприемлемые (тимократия - власть нескольких личностей, основанная на военной диктатуре. Олигархия - власть нескольких личностей основанная на денежном капитале. Демократия — тоже отрицательно характеризуется Платоном). Аристотель. А. полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к. идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил, что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. А. говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является, нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя", однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь - единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая вещь оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма. Высшая форма - это Бог или Перводвигатель - чистая материя. А. считал, что природа состоит из 4 элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят небесные тела. Эфир неизменен и совершенен. А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля, над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами. В теории познания А. в отличие от Платона защищает происхождение знания из чувств. Был идеологом рабовладельцев, считал рабство одних и господство других естественным состоянием. В то же время считал, что значительное богатство - результат противоестественного его приобретения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: