double arrow

Философия в жизни общества


1. Специфика философского знания и его функции.

2. Философия, частные науки и медицина в их исторической взаимосвязи.

3. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитарной, естественно – научной и практической подготовки врачей и фармацевтов.

Литература:

1. Введение в философию в 2-х ч. под. ред. И.Т.Фролова., ч.1., М.1989.

2. Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений, изд. 4, перераб. и дополн. под рук. акад. И.Т.Фролова. М. «Республика», 2007.

3. Ю.М.Хрусталёв – Общий курс философии. Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов в 2-х т. т.2., гл. 5, М.2003.

4. Ю.М.Хрусталёв – Учебное пособие для медицинских и фармацевтических вузов. М. изд. группы «ГЭОТАР – Медиа», 2006.

5. П.В.Алексеев – История философии, учебник, МГУ, изд. «Проспект», М., 2005.

6. Б.Н.Бессонов. Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов., изд. «Норма», М., 2006.

7. Хрестоматия по истории философии. ч.1., М., 1987.

Темы докладов и рефератов.

1.Основные функции философии.

2.Философия и медицина, их историческая взаимосвязь и взаимодействие.

3.Философия – мировоззренческая и методологическая основа медицины.

4.Мировоззрение и методы лечения.

5.Проблема гуманизма в философии и медицине.

6.Понимание человека в философии и медицине.

7.Мировоззрение врача – основа его нравственной и жизненной позиции.

8.Роль и значение философии в деле воспитании и подготовки специалиста – врача.

Философия является одной из самых древних областей человеческого знания.

Само понятие «философия» (с древнегреч. - «любовь к мудрости») впервые было введено в употребление, как принято считать, древнегреческим учёным философом Пифагором. По его убеждению оно обозначало особую божественную мудрость, доступную и присущую только пророкам, коими являлись только философы.

Но основным и главным предназначением философии Пифагор считал, прежде всего стремление к постижению истинного знания о мире.

В качестве же особой науки её впервые выделил другой древнегреческий философ Платон.

Эта наука зародилась в то историческое время, когда общество обогатило свою практику, достигло значительного уровня развития производства, познания, накопило многочисленные знания. Когда произошло разделение труда на умственный и физический, при отделении первого от второго и т.д.

Это дало возможность некоторой части людей, далёкой от физического труда напрямую заняться в полной мере философскими раздумьями, размышлениями, поиском философской истины и мудрости.

При этом, философские изыскания древних мудрецов были неотделимы от познания реального мира и опирались на те естественно – научные знания, которые были уже накоплены человечеством и, которые естественным образом вплетались в саму философию.




Поэтому ранняя философия включала в себя все знания: математические, астрономические, медицинские и т.д., которыми располагали люди.

Это дало основание называть её изначально «наукой наук», или же «царицей наук».

В сущности, философия возникает почти в одно и то же время в Древней Греции, Древнем Египте и арабском мире с одной стороны и на Древнем Востоке (Индия, Китай) с другой.

Этот процесс зарождения и становления её как особого вида мыслительной деятельности шёл активно с VIII по II вв. до н.э. Но наивысшего развития и расцвета в тот исторический период она достигла в Древней Греции, которую принято считать «колыбелью философской науки».

С тех пор философия прошла богатый творческий путь. Менялся её предмет, характер взаимодействия с естествознанием, функции, место и роль в жизни общества и человеческой культуре.

Постепенно со временем от философии начинают отпочковываться и выделяться в самостоятельные науки математика, механика, медицина, биология, химия и др.

Сама же философия постепенно превращается в систему наиболее общих знаний о мире и ставит перед собой задачу найти ответы опять – таки на наиболее общие вопросы о природе, обществе, человеке и его мышлении.

Среди множества вопросов, изучаемых философией, один из них в силу своей особой значимости и актуальности, получил название основного вопроса философии.

Этот основной вопрос философии рассматривает соотношение материального и духовного начал, или же конкретно, материи и сознания.



Данный вопрос имеет две стороны. Первая – что является первичным и первоначальным в мире – материя или же сознание? И что из них является – вторичным?

Вторая сторона основного вопроса философии связана с проблемой познания окружающего нас мира. Она гласит – познаваем ли действительный мир человеческим разумом или же сознание людей не в состоянии проникнуть в сущность вещей и познать их.

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии в ней наметились два ведущих направления. Это – материализм (а его представители – материалисты), считающий первоначалом мира материю, а сознание вторичным.

Второе направление – идеализм (его представители – идеалисты), который наоборот утверждает первичность духовного фактора, то - есть сознания и вторичность материи.

Причём сам идеализм разделился со временем на субъективный и объективный.

В первом случае, субъективный идеализм полагает, что только сознание отдельно взятого субъекта – человека, его субъективные ощущения обусловливают существование вещей и предметов и его мировоззренческим принципом считается утверждение - «без субъекта нет объекта!».

Что касается объективного идеализма, то в этом случае речь идёт об определяющей и первичной роли мирового разума, духа, сознания по отношению ко всему материальному миру.

Однако богатая и содержательная история философской мысли даёт нам не один пример того, когда в одном и том же учении одного и того же автора, сочетаются и сосуществуют одновременно и материалистические и идеалистические взгляды.

Вторая сторона основного вопроса философии рассматривает проблему познания. А именно: как наши мысли и знания об окружающем нас мире соотносятся с этим миром.

Здесь надо сказать, что все материалисты и все «последовательные идеалисты» считали, что человеческий разум в состоянии правильно познать мир и отразить его тем самым адекватно в человеческом сознании.

Вместе с тем, как это бывает не редко, философия дала нам и примеры того, как ряд философов, вопреки преобладающей в этом случае точке зрения, занимают иную, противоположную позицию в этом вопросе.

Они полагают, что внешний объективный мир как и внутренняя сущность отдельных вещей, являются не познаваемыми. Такая концепция получила название – «агностицизм», а его представителей называют – «агностиками».

Философия выполняет самые разнообразные функции, среди которых выделяют мировоззренческую, методологическую, гносеологическую, критическую, аксеологическую, воспитательную, прогностическую и интегрирующую.

Мировоззренческая функция реализуется в стремлении философии создать и воспроизвести целостную картину мира и отразить её в определённой системе взглядов на этот мир.

В процессе формирования представлений об устройстве мира и месте в нём человека, рассмотрении вопроса об отношении сознания, мышления к бытию, человека к самому миру, смысла и цели человеческой жизни и т.д. и происходит проявление мировоззренческой функции.

Исключительно велика роль методологической функции философии.

Сама по себе методология является системой исходных принципов, обобщённых методов и способов организации и построения различного рода теоретической деятельности, а также учение об этой системе.

Философия, в отличие от частных наук, выступает всеобщим методом и выделяет наиболее общие связи и признаки в материальном мире.

Философские методы, будучи универсальными, представляются в то же время обязательными при решении разнообразных конкретных задач, но они не в коем случае при этом не подменяют собой специальные частные методы, а лишь только конкретизируют их.

Гносеологическая функция – определяет механизм познания, правильное и достоверное знание об окружающей действительности, опирающееся на действенную и эффективную методологию. Например, на диалектическую методологию.

Критическая функция – присутствует во всех философских системах. Она критически оценивает происходящее событие и имеющиеся факты, другие философские, политико – правовые, этические, эстетические и т.д. системы. Подвергает конструктивному сомнению всё то, что не воспринимается безоговорочно и однозначно.

В здоровой конструктивной критике и сомнении – залог развития науки, философии, да и самого общества.

Аксеологическая функция предполагает оценку исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных и т.д.).

Воспитательная– стремиться привить человеку и обществу гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни, воспитывает людей в духе определённого мировоззрения и формирует у них чётко выраженную гражданскую и профессиональную позицию.

Прогностическая функция – основана на способности философских знаний предвидеть и прогнозировать тенденции развития, будущее человека, общества, науки, человеческого сознания… Ведь философия не только обращена в прошлое, стремится объяснить настоящее, но она устремлена и в будущее, которое способна предвидеть, опираясь на уже достигнутые знания.

Интегрирующая функция – дифференциация, то – есть расчленение научных знаний и самих наук, как одна из основных закономерностей развития научных знаний, обусловила в конечном итоге их самостоятельное - обособленное существование.

Но одновременно с этим процессом возникла и другая необходимая тенденция в развитии наук, а именно, при исследовании сложных систем, возможности отдельных частных наук оказываются ограниченными. Отсюда вытекает необходимость в интеграции и объединении конкретных наук, а нередко и возникновении на стыке двух – трёх и более наук, так называемых смежно – пограничных, новых наук. В этом случае, как раз - таки именно философия, опираясь на отдельные специальные науки, обобщая выводы этих наук, объединяет их в нечто единое на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания.

Развитие философии как и все достижения философской мысли всегда во все исторические времена опирались на естествознание и отдельные частные дисциплины. Процесс взаимодействия философии и специальных наук вёл к обогащёнию и более поступательному их развитию.

Ф.Энгельс справедливо отмечал, что любое выдающееся открытие в естественно – научных дисциплинах незамедлительно отзывается самым позитивным образом на состоянии философского мышления и способствует его прогрессу. Точно также как любая новаторская философская мысль превращается в эффективный стимул и служит мощным толчком для углубления и совершенствования научного познания.

Связь философии с конкретными науками выражается в том, что философия, опираясь на частно – научные знания, подвергает их, прежде всего общетеоретическому осмыслению и обобщению. Опираясь на них, она стремится найти то общее и системное, что свойственно и присуще всему материальному миру.

Другими словами, опираясь на частное и конкретное, философия моделирует всеобщую и универсальную картину мира.

В то же время, перед всеми частными науками, в том числе и медицинскими постоянно возникают общетеоретические и общеметодологические проблемы, то – есть философские вопросы, которые они сами, естественно, решить не могут и в этом случае вынуждены прибегать «к услугам» философии, то – есть решать их с её помощью. И, конечно, мировоззренческий и методологический дух как и общетеоретические принципы философии присутствуют внутренне в каждой науке и от того, как эффективно используется этот внутренний ресурс каждой наукой, во многом зависит их исследовательская эффективность и познавательный потенциал. Особая связь сложилась между медициной и философией. Они просто обречены быть рядом и наглядным подтверждением правоты этой мысли выступает вся история их развития и существования. И у философии, и у медицины много общих задач по формированию целостного взгляда на жизнь вообще и человеческую в особенности. Именно человек выступает основным и главным объектом познания философии и медицины. Наряду с этим, проблемы первопричины мира, места и роли в нём человека, человеческой жизни, его здоровья, нормы и патологии испокон веков одинаково и сообща интересовали как медиков, так и философов.

Медицина по сути своей всегда философична. Она сама уже есть своего рода философия, поскольку учит людей «мудрости правильной, здоровой жизни». Ведь многие выдающиеся философы были одновременно и великими медиками, как и наоборот. Достаточно вспомнить имена Гиппократа, Галена, Алкмеона, Корнелия Цельса, Эмпедокла, Аристотеля, Декарта, Ламетри, Парацельса, Линнея, Кабаниса, Локка и мн. др. Известно классическое изречение отца медицины Гиппократа - «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколько последняя – без доставляемых ей медицинских фактов». Медику, как умелому целителю, обучающему людей здоровому образу жизни, требуется глубокая социально – философское осмысление результатов своего труда. Врач, не имеющий хорошего общего образования, не обогащённый знаниями духовной культуры и философии, с ограниченным кругозором и поверхностным мировоззрением не может быть высоко профессиональным специалистом, способным успешно исцелять человека. Он всего навсего – ремесленник!


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: