Каковы основные направления эволюционного развития функциональной активности живых организмов?

Существует ряд центральных направлений развития функциональной активности у живых организмов в процессе эволюции:

1. Увеличение способностей инициировать взаимодействия с окружающей средой: от полной пассивности, которая характеризуется полной зависимостью организма от внешних воздействий (растения), до проявлений спонтанной активности, которая зависит от внутренних состояний субъекта (высшие животные).

2. Увеличение пространственно-временных промежутков:

· Между событиями, которые инициируют активность субъекта, и началом активных взаимодействий субъекта с внешней средой.

· Между началом активных взаимодействий субъекта с внешней средой и результатами, которые субъект предполагает получить.

3. Переход от активных процессов, обеспечивающих адаптивные, приспособительные результаты во взаимодействиях субъекта с внешней средой, к процессам активного преобразования и активного конструирования субъектом внешних условий для своего существования (Смирнов, 1985).

В генетическом плане анализа познавательная перцептивная активность начинает актуализироваться не столько с воздействия внешнего стимула, сколько с первых форм активного взаимодействия субъекта с объектами окружающего мира.

· Активно направляемые субъектом взаимодействия с предметами окружающего мира (сенсомоторные операции, перцептивные, локомоторные и манипулятивные операции) выступают в качестве исходного источника в формировании и развитии образа мира.

· Исходно (первично) перцептивные и манипулятивные взаимодействия субъекта с объектами подчиняются («уподобляются») свойствам объекта.

· Производно (вторично) особенности взаимодействий субъекта с объектами начинают также подчиняться субъективному продукту деятельности – предметному образу объекта.

В функциональном плане анализа познавательная перцептивная активность начинается не с воздействия стимула, а с познавательной гипотезы относительно источника ожидаемой стимуляции. При этом гипотезы выдвигаются на разных уровнях организации познавательных процессов (Смирнов, 1985).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: