Экономическое развитие СССР в годы перестройки

В середине 1980-х гг. основной проблемой в СССР считались низкие темпы роста экономики. Поэтому на апрельском Пленуме ЦК КПСС в 1985 г. был провозг­лашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его обусловили 4 причины: 1) нере­шенность социальных проблем - продовольственной, жилищной, производства товаров и услуг и т.п.; 2) уг­роза потери военно-стратегического паритета; 3) необ­ходимость освобождения экономики страны от запад­ных поставок средств производства, определявших НТП; 4) необходимость прекращения сокращения тем­пов экономического роста, предотвращения экономи­ческого кризиса. Ускорение понималось как повышение темпов развития экономики и как новое качество роста - интенсификация производства на базе НТП.

Новый курс сопровождался провозглашением ак­тивной социальной политики. Руководство определило 6 стратегических задач повышения благосостояния на­селения, среди которых особо выделялись продоволь­ственная и жилищная.

Для успеха преобразований требовалось активное участие в них народа. В связи с этим особое внимание уделялось активизаций человеческого фактора с помощью материальных благ и внеэкономических стимулов - укрепления трудовой дисциплины, развития соревно­вания, гласности, т.е. разрешенной критики недостатков. Для оздоровления общества в 1985 г. началась антиалко­гольная кампания. Она оказалась не только непопуляр­ной среди населения, но и еще болезненно ударила по государственному бюджету, лишив его львиной доли доходов.

В июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС была провоз­глашена реформа системы управления государственны­ми предприятиями, смысл которой состоял в переходе от административных к экономическим методам руко­водства. Предприятия переводились на самоокупае­мость и хозрасчет, им предоставлялась возможность самостоятельно выбирать партнеров, закупать сырье и продавать продукцию, в том числе за границу. Трудо­вые коллективы получили право выбирать руководите­лей и контролировать производство.

Экономические трудности первых лет перестройки, особенно в производстве товаров и услуг населению, вынудили правительство пойти на создание в стране многоукладной экономики. Были приняты два закона, открывавшие простор для коллективного и частного предпринимательства, - об индивидуальной трудовой деятельности (1986 г.) и о кооперации (1988 г.). Полиго­ном для реформ стало сельское хозяйство, где последо­вательно вводились коллективный подряд, аренда, а в 1989 г. было признано равенство всех форм хозяйство­вания, включая фермерство. Однако многоукладности в советской экономике не получилось.

На XIX партконференции было признано, что от стратегии ускорения надо отказаться и заняться более глубоким реформированием экономики, подкрепив его реформой политической системы. Однако дальнейшие попытки изменить ситуацию проваливались, а народное хозяйство страны погружалось все глубже в кризис. Нарастал дефицит потребительских товаров, усилива­лась инфляция, началось сокращение объемов производства. В обществе увеличивалось социальное напряжение. Летом 1989 г. начались массовые забастовки в стране. Первыми выступили шахтеры.

Практика перестроенных лет показала, что необхо­димо отказаться от планово-распределительной эконо­мики и начать перестройку отношений собственности. Весной 1990 г. была провозглашена новая цель эконо­мического реформирования - переход к регулируемому рынку. Новая модель экономического развития страны строилась на сочетании плана и рынка. Правительство планировало с 1991 г. начать "арендизацию экономики" и до 1995 г. перевести на аренду 20% промышленных предприятий.

Критики идеи "регулируемого рынка", считавшие сочетание плана и рынка нелепостью, "жареным льдом" (С. Шаталин и др.), разработали более радикальную программу "500 дней", предусматривавшую поэтапную "приватизацию экономики". Но она не была принята Верховным Советом СССР.

Под правительственную программу арендизации экономики стала подводиться законодательная база. Было принято более 100 законов, в том числе о собствен­ности, о земле. Но они "не работали". Страна распада­лась на отдельные экономические районы, рвались на­роднохозяйственные связи. Ситуация резко ухудшилась после краха социалистической системы и ликвидации СЭВ.

Радикальная часть советского руководства призна­вала, что задуманная смена модели экономического развития страны невозможна без помощи стран Запа­да, поскольку речь шла о возвращении СССР в орбиту мировых хозяйственно-экономических связей. Группа советских экономистов во главе с Г. Явлинским совме­стно с учеными Гарвардского университета (США) раз­работала программу перехода СССР к рынку, рассчи­танную до 1997 г. Предполагалось, что страны семерки (США, Англия, Франция, ФРГ, Италия, Канада и Япо­ния) примут ее за основу своих взаимоотношений с СССР. Однако план остался нереализованным. Авгус­товские события 1991 г. в корне изменили ситуацию в стране. Советские республики стали "разбегаться", пытаясь решить свои экономические проблемы самостоятельно. Единое народнохозяйственное пространство СССР распалось. Осенью 1991 г. страна оказалась перед угрозой экономического краха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: