Прежде всего «круглый стол» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.
Целевое назначение метода состоит в:
– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;
– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.
Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:
– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;
– введение в практику принципа «свободного микрофона»;
– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;
– наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).
Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:
|
|
1. Вариант «А»:
– краткое вводное слово ведущего;
– заслушивание кратких вводных сообщений участников;
– постановка перед участниками вопросов, поступивших из аудитории;
– развертывание дискуссии;
– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.
2. Вариант «Б»:
– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;
– уточнение порядка и характера работы;
– ответы по существу поставленных вопросов;
– заслушивание мнения выступающих из аудитории;
– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.
3. Вариант «В»:
– показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);
– представление участников, заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;
– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;
– дискуссирование;
– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.