Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Дисциплина "История и методология науки о физической культуре и спорте" изучается в течение I семестра на I курсе магистратуры и завершается экзаменом.

Изучение курса "История и методология науки о физической культуре и спорте" магистрами осуществляется в трех основных формах: 1) посещение лекций; 2) семинарские занятия; 3) самостоятельная подготовка.

Работа магистрантов направляется программой дисциплины, минимальными требованиями по освоению тематики, заданиями к семинарам. Лекции снабжают магистрантов начальной информацией и ориентируют на самостоятельную работу.

Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций, точная регистрация научных определений и понятий. Необходимо осмысливание и усвоение терминологии изучаемой дисциплины и важнейших количественных констант.

Материалы лекционных курсов следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках, учебных пособиях, научных статьях и монографиях (см. список литературы).

Дополнительная проработка изучаемого материала проводится на семинарских занятиях, в ходе которых магистранты подробно анализируют и закрепляют основные компоненты изучаемой темы с учетом их чувственно-эмпирического опыта и знаний, полученных на протяжении обучения в вузе.

На семинарах по истории и методологии науки о физической культуре и спорте могут зачитываться, комментироваться и обсуждаться фрагменты текстов (см. списки текстов), чтение которых является приемом, который позволяет сместить внимание магистрантов с преподавателя на изучаемый предмет. Семинары могут проводиться, например, в виде дискуссий (организованного спорта); представление материала для дискуссии перед студенческой аудиторией и приглашенными экспертами (профессионалами), постановка задач для магистрантов, затем показательная дискуссия между экспертами, по завершении дискуссии - самостоятельная работа магистрантов над представленной аргументацией и оформление результатов работы в виде решений, ответов на задания, конспектов, сообщений или рефератов. Из магистрантов, наблюдающих дискуссию, могут быть составлены группы поддержки той или иной позиции в рамках дискуссионной тематики; после представления эти группы собирают, изобретают и упорядочивают аргументы, а затем проводят самостоятельную дискуссию в продолжение той, что была представлена им как образец, пример или демонстрация.

Обязательными видами текущего контроля является защита реферата и доклады на семинарских занятиях.

При изучении программного материала почти 50% общего объема учебной нагрузки приходится на самостоятельную работу, которую необходимо выполнять в форме изучения рекомендуемой основной и дополнительной литературы, самостоятельных занятий по подбору и анализу литературных источников, подготовки рефератов.

Самостоятельная работа может осуществляться в виде домашней проработки теоретических и практических материалов, написания рефератов, работы в библиотеках и поисков информации в Интернете, и т.п. В результате подготовки магистры должны овладеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Они должны приобрести углубленные знания по проблемам истории и методологии науки, реализации ее потенциала в разных научных дисциплинах.

Качество самостоятельной подготовки обеспечивается учебниками и учебными пособиями библиотечного фонда СибГУФК. Перечень основной литературы, рекомендуемой для освоения дисциплины, приведен в данной программе. При подготовке к семинарским занятиям для более углубленного изучения темы необходимо пользоваться дополнительной литературой. Дополнительная литература также имеется в читальном зале библиотеки вуза, в других библиотеках Омска.

При освоении данной дисциплины магистрантам полезно будет обратить внимание на возможность индивидуальной работы с преподавателями в режиме консультации.

Преподавателям рекомендуется включать в образовательный процесс не только изложенные выше традиционные технологии обучения, но и другие. Например, такие методы активного обучения, как эвристическая беседа, презентации, "мозговая атака", метод "круглого стола", метод "деловой игры", (см. приложение "Деловая игра"), тренинги, кейс-метод, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники.

Итогом изучения курса является экзамен.

Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации (экзамен):

  1. Характеристика науки как вида деятельности.
  2. Функции науки в жизни общества и значение научного знания в сфере физической культуры и спорта.
  3. Виды развития научного знания. Феномен научных революций.
  4. Научно – теоретические аспекты исследования культуры.
  5. Основные подходы в исследовании культуры.
  6. Феномен человеческой телесности как объект междисциплинарного исследования.
  7. Физическая культура как вид культуры личности общества.
  8. Зарождение агональных практик и основные теории их происхождения.
  9. Особенности телесно – двигательной практики в первобытном обществе и осознание эффекта человека.
  10. Телесно – двигательный компонент религиозных ритуалов и его связь с духовной сферой человека.
  11. Научное осмысление телесности в Античной Греции.
  12. Виды агона Античной Греции и значение агонистики для древнегреческой науки.
  13. Подготовка античных атлетов. Переход от аскезы к планомерному процессу подготовки.
  14. Диетика древнегреческих атлетов.
  15. Соотношение телесного и духовного в древнегреческом понимании человека и его изменение в различные эпохи.
  16. Древнегреческая калакагатия как философская категория и её отражение в литературе и искусстве Античной Греции.
  17. Гимнастика в системе образования Древней Греции. Содержании гимнастики и её связь с другими сторонами воспитания.
  18. Гимнастика и агонистика в воспитательных воззрениях Аристотеля.
  19. Гимнастика и агонистика в воспитательных воззрениях Платона.
  20. Гимнастика как элемент здорового образа жизни. Труды Гиппократа.
  21. Признаки снижения гуманистического статуса физической культуры в Древней Греции в эпоху иллинизма.
  22. Медицинские знания как фактор развития гимнастики в Древней Греции. Труды К. Галена.
  23. Специфика агональных традиций Рима. Антропологический анализ римской гладиатуры.
  24. Изменение концепции человека с установлением христианства и снижение значения телесно – двигательной практики.
  25. Философское осмысление древнегреческой состязательности и физического воспитания в работах раннехристианских авторов.
  26. Прикладная направленность военно – физической подготовки в эпоху Средневековья. Рыцарская система физического воспитания.
  27. Аскетический характер официальной культуры Средневековья и самобытные формы физического воспитания.
  28. Развитие различных способностей научного знания как фактор повышения интереса в телесности человека в эпоху Ренессанса.
  29. Человеческая телесность в произведениях литературы и искусства эпохи Ренессанса.
  30. Физическое воспитание в педагогических взглядах Ф. Рабле, Т. Компанеллы, Т. Мора и других.
  31. Первые труды, посвящённые вопросам физического воспитания (И. Меркуриалис, В. Винтура да Фильтре).
  32. Методические обоснования содержания физического воспитания в работах И.И. Бецкого, Н.И. Новикова.
  33. Военно – физическая подготовка в практике и трудах А.В. Суворова.
  34. Теория физического образования П.Ф. Лесгафта.
  35. Научно – теоретические основания теории физического образования П.Ф. Лесгафта.
  36. Научно – методические основы школьной гимнастики (работы Г. Фита, И. Гутс – Мутса).
  37. Концепция спортивной педагогики Ч. Кингсли и Т. Арнольда.
  38. Значение теории И.М. Сеченова для формирования теории физического воспитания.
  39. Развитие международного спортивного движения как фактор повышения интереса к телесно – двигательной практике.
  40. Формирование научно – теоретических основ физического воспитания в России.
  41. Зарождение научных школ и различных направлений исследований в России.
  42. Значение высших учебных заведений как фактор развития отечественной науки о физической культуре и спорте.
  43. Зарождение отечественной школы теории и методики физического воспитания (труды А.Д. Новикова).
  44. Объект и проблематика теории и методики физического воспитания.
  45. Интеграция и дифференциация научного знания о физической культуре и спорте.
  46. Этапы развития отечественной теории и методики физической культуры.
  47. Развитие дифференцированных научных дисциплин, изучающих проблемы физической культуры и спорта.
  48. Формирование специальной области знаний (на примере избранной научной дисциплины).
  49. Расширение предметной области теории и методики физического воспитания как основания для перехода теории и методики физической культуры.
  50. Философские аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
  51. Социологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
  52. Культурологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
  53. Антропологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
  54. Формирование теории и методики спорта.
  55. Формирование и развитие общей теории подготовки спортсменов.
  56. Зарождение новых научных дисциплин и исследовательских парадигм на современном этапе развития теории и практики физической культуры и спорта.
  57. Методология научного исследования в области физической культуры и спорта.
  58. Этапы научного исследования и логика его построения.
  59. Основные характеристики научного исследования: актуальность, противоречие, объект исследования и др.
  60. Разнообразие методов, применяемых в исследовании явлений физической культуры и спорта.

Тексты для изучения в процессе семинарских занятий и самостоятельной работы:

1. Аристотель. Политика / Аристотель пер. С.А. Жебелёва // Аристотель. Сочинение в 4т. – М.: Академия, 1983.

2. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: Взаимосвязи и диссонации // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 10. – С. 2-7.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезия человека: Монография. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000, – 275 с.

4. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К. Методика основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 15-25.

5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 1947. – 255 с.

6. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1991. – 288 с.

7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М: ФиС, 1986.

8. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М: ФиС, 1980. - 127с.

9. Булкин В.А. Прогнозирование в системе подготовки квалифицированных спортсменов // Вопросы методологии прогнозирования спортивных достижений: Материалы Всесоюзного симпозиума. – М.,1976.

10. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. – М.: Наука, 1993.

11. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа./Труды ученых ГЦОЛИФК, 1993. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для ин-в ФК/Под ред. Л.П. Матвеева. -М.: ФиС, 1983, - 128с.

12. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для ин-в ФК/ Под ред. Л.П. Матвеева – М.: Фис, 1983, - 128с.

13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 1988. - 331с.

14. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - 176с.

15. Виноградов Г.П. Теория и методика рекреативных занятий. - СПб., 1997. – 233 с.

16. Выдрин В. М. Физическая культура и ее теория.// Теория и практика физич. культуры, 1980. - №5.

17. Выдрин В.М Перестройка в области ТФК. (проблемы и пути) // Теория и практика физич. культуры, 1987. - №8.

18. Выдрин В.М. Евстафьев Б.В., Николаев Ю.М. К вопросу определит понятия теория физической культуры.// Теория и практика физич. культуры, 1987, №2.

19. Выдрин В.М. Культура телесности./Проблемы физкультурного образования молодежи на рубеже 21 века. Сб. науч. трудов под ред.Ш. Григорьева. СПбГАФК, 1999.

20. Выдрин В.М. Теория и методика физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие. - Л.: ГДОИФК, 1988.-С.45.

21. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление инпегративной сущности физической культуры - магистральный путь ее теории // Теория и практика физич. культуры, 1995. - №5.

22. Выдрин В.М., Решешнева ГА. Системный подход в исследова­нии ФК// Теория и практика физич. культуры, 1978. - №3.

23. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. - М.: ФиС, 1968. – 175 с.

24. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВИФК,1985.

25. Евстафьев В.В. Анализ основных понятий теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам. – Л.: ВИФК, 1985. – 133 с.

26. Запорожанов В.А., Платонов В.Н. Прогнозирование и моделирование в спорте // Теория спорта / Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Вища школа, 1987. – С. 350-368.

27. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 1970. – 199 с.

28. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). - М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

29. Кун Т. Структура научных революций. – М..: Наука, 1975. – 264 с.

30. Курамшин Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика: Монография. – М.: Советский спорт, 2005. – 408 с.

31. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М„ 1992, 120 с.

32. Лакатос И. История науки и ее реконструкция // Структура и развитие науки. – М., 1978. – 217 с.

33. Лесгафт П.Ф. Избранные произведения. – СПб, 1994.

34. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. – М.: Советский спорт, 2005.

35. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – М.: Известио, 2001. – 333 с.

36. Мосс М. Техника тела / М. Мосс // Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. – М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. – С. 242-263.

37.Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. – СПб., 1998. – 217 с.

38. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под. ред. М.Я. Набатникова. - М.: ФиС, 1982. – 280 с.

39. Очерки по теории физической культуры / сост. и общ. ред. Матвеев Л.П. - М.: ФиС, 1984. – 248 с.

40. Платон. Диалоги / Платон пер. С.Я. Штейман-Тонштейн. – М.: Мысль, 1986.

41. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.

42.Ратов И.П. Концепция «искусственная управляющая среда, основные положения и перспективы использования» // Научные труды. – 1995. – Т.1. – М.: ВНИИФК, 1996.

43. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика. – М.: тера-спорт, 2000. – 127 с.

44. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. – М.: ФКиС, 1975.

45. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. - М: ФиС, 1987. – 128 с.

46. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). – М.: ФиС, 1986. – 169 с.

47. Харре Д. и колл. Учение о тренировке. Введение в общую методику тренировки. – М.: ФКиС, 1971.

48. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 539 с.

49. Хилл А. Механика мышечного сокращения. Старые и новые опыты. – М.: Мир, 1972.

50. Шварц В.Б., Хруцев СВ. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: ФиС, 1984. – 151 с.

51. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С. 50-73.

Примеры тестовых заданий:

1. В переводе с древнегреческого термин «проблема» означает:

1) трудность;

2) выбор;

3) поиск;

4) отсутствие.

2. Специфика естественно-научной группы знаний о физической культуре и спорте заключается:

1) комплекс наук, включающий естественно-научные, психолого-педагогические и социально-гуманитарные дисциплины;

2) комплекс дифференцированных направлений теории и методики физической культуры;

3) блок дисциплин, изучающих влияние физической нагрузки на организм человека;

4) комплекс научных дисциплин, включающий анатомию, физиологию, педагогику и психологию.

3. Проблематика оптимизации структуры многолетнего процесса физического воспитания обусловлена недостаточно полным знанием:

1) закономерностей онтогенеза и динамики жизнедеятельности индивида;

2) влияния упражнений различной направленности на организм человека в различные периоды жизни;

3) синсетивных периодов в развитии двигательных качеств;

4) взаимосвязи между психическими и физическими качествами человека.

4. Оптимизация процесса физического развития индивида и совершенствование технологии воспитания физических качеств обусловлены новыми сведениями:

1) о критических периодах онтогенеза;

2) о методах сопряженного воздействия;

3) о средствах комплексного влияния на интенсификацию процессов биологического развития;

4) о взаимосвязи двигательных навыков и физических качеств в процессе онтогенеза.

5. Теория синзетивных периодов в процессе развития физических качеств у детей школьного возраста впервые представлена в трудах:

1) А.А. Гужаловского;

2) В.М. Зациорского;

3) Д.Д. Донского;

4) Н.И. Волкова.

6. В теории спортивного отбора в наименьшей степени изучен вопрос:

1) о природе генетического влияния в тренируемость;

2) о структуре и содержании отбора;

3) о соотношении генетического вклада в тренируемости;

4) виды отбора.

7. Экспериментальное и теоретическое обоснование спортизации физического воспитания детей школьного возраста осуществляют отечественные исследователи:

1) В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева;

2) В.И. Столяров, А.Г. Егоров;

3) Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов;

4) В.С. Родиченко, Н.Ю, Мельникова

8. Дискуссия о построении большого цикла спортивной тренировки основана на результатах экспериментальных исследований и новых способах построения подготовительных периодов, среди которых не встречается:

1) комплексный;

2) вариантный;

3) комбинированный;

4) блочный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: