Дисциплина "История и методология науки о физической культуре и спорте" изучается в течение I семестра на I курсе магистратуры и завершается экзаменом.
Изучение курса "История и методология науки о физической культуре и спорте" магистрами осуществляется в трех основных формах: 1) посещение лекций; 2) семинарские занятия; 3) самостоятельная подготовка.
Работа магистрантов направляется программой дисциплины, минимальными требованиями по освоению тематики, заданиями к семинарам. Лекции снабжают магистрантов начальной информацией и ориентируют на самостоятельную работу.
Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций, точная регистрация научных определений и понятий. Необходимо осмысливание и усвоение терминологии изучаемой дисциплины и важнейших количественных констант.
Материалы лекционных курсов следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках, учебных пособиях, научных статьях и монографиях (см. список литературы).
|
|
Дополнительная проработка изучаемого материала проводится на семинарских занятиях, в ходе которых магистранты подробно анализируют и закрепляют основные компоненты изучаемой темы с учетом их чувственно-эмпирического опыта и знаний, полученных на протяжении обучения в вузе.
На семинарах по истории и методологии науки о физической культуре и спорте могут зачитываться, комментироваться и обсуждаться фрагменты текстов (см. списки текстов), чтение которых является приемом, который позволяет сместить внимание магистрантов с преподавателя на изучаемый предмет. Семинары могут проводиться, например, в виде дискуссий (организованного спорта); представление материала для дискуссии перед студенческой аудиторией и приглашенными экспертами (профессионалами), постановка задач для магистрантов, затем показательная дискуссия между экспертами, по завершении дискуссии - самостоятельная работа магистрантов над представленной аргументацией и оформление результатов работы в виде решений, ответов на задания, конспектов, сообщений или рефератов. Из магистрантов, наблюдающих дискуссию, могут быть составлены группы поддержки той или иной позиции в рамках дискуссионной тематики; после представления эти группы собирают, изобретают и упорядочивают аргументы, а затем проводят самостоятельную дискуссию в продолжение той, что была представлена им как образец, пример или демонстрация.
Обязательными видами текущего контроля является защита реферата и доклады на семинарских занятиях.
При изучении программного материала почти 50% общего объема учебной нагрузки приходится на самостоятельную работу, которую необходимо выполнять в форме изучения рекомендуемой основной и дополнительной литературы, самостоятельных занятий по подбору и анализу литературных источников, подготовки рефератов.
|
|
Самостоятельная работа может осуществляться в виде домашней проработки теоретических и практических материалов, написания рефератов, работы в библиотеках и поисков информации в Интернете, и т.п. В результате подготовки магистры должны овладеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Они должны приобрести углубленные знания по проблемам истории и методологии науки, реализации ее потенциала в разных научных дисциплинах.
Качество самостоятельной подготовки обеспечивается учебниками и учебными пособиями библиотечного фонда СибГУФК. Перечень основной литературы, рекомендуемой для освоения дисциплины, приведен в данной программе. При подготовке к семинарским занятиям для более углубленного изучения темы необходимо пользоваться дополнительной литературой. Дополнительная литература также имеется в читальном зале библиотеки вуза, в других библиотеках Омска.
При освоении данной дисциплины магистрантам полезно будет обратить внимание на возможность индивидуальной работы с преподавателями в режиме консультации.
Преподавателям рекомендуется включать в образовательный процесс не только изложенные выше традиционные технологии обучения, но и другие. Например, такие методы активного обучения, как эвристическая беседа, презентации, "мозговая атака", метод "круглого стола", метод "деловой игры", (см. приложение "Деловая игра"), тренинги, кейс-метод, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники.
Итогом изучения курса является экзамен.
Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации (экзамен):
- Характеристика науки как вида деятельности.
- Функции науки в жизни общества и значение научного знания в сфере физической культуры и спорта.
- Виды развития научного знания. Феномен научных революций.
- Научно – теоретические аспекты исследования культуры.
- Основные подходы в исследовании культуры.
- Феномен человеческой телесности как объект междисциплинарного исследования.
- Физическая культура как вид культуры личности общества.
- Зарождение агональных практик и основные теории их происхождения.
- Особенности телесно – двигательной практики в первобытном обществе и осознание эффекта человека.
- Телесно – двигательный компонент религиозных ритуалов и его связь с духовной сферой человека.
- Научное осмысление телесности в Античной Греции.
- Виды агона Античной Греции и значение агонистики для древнегреческой науки.
- Подготовка античных атлетов. Переход от аскезы к планомерному процессу подготовки.
- Диетика древнегреческих атлетов.
- Соотношение телесного и духовного в древнегреческом понимании человека и его изменение в различные эпохи.
- Древнегреческая калакагатия как философская категория и её отражение в литературе и искусстве Античной Греции.
- Гимнастика в системе образования Древней Греции. Содержании гимнастики и её связь с другими сторонами воспитания.
- Гимнастика и агонистика в воспитательных воззрениях Аристотеля.
- Гимнастика и агонистика в воспитательных воззрениях Платона.
- Гимнастика как элемент здорового образа жизни. Труды Гиппократа.
- Признаки снижения гуманистического статуса физической культуры в Древней Греции в эпоху иллинизма.
- Медицинские знания как фактор развития гимнастики в Древней Греции. Труды К. Галена.
- Специфика агональных традиций Рима. Антропологический анализ римской гладиатуры.
- Изменение концепции человека с установлением христианства и снижение значения телесно – двигательной практики.
- Философское осмысление древнегреческой состязательности и физического воспитания в работах раннехристианских авторов.
- Прикладная направленность военно – физической подготовки в эпоху Средневековья. Рыцарская система физического воспитания.
- Аскетический характер официальной культуры Средневековья и самобытные формы физического воспитания.
- Развитие различных способностей научного знания как фактор повышения интереса в телесности человека в эпоху Ренессанса.
- Человеческая телесность в произведениях литературы и искусства эпохи Ренессанса.
- Физическое воспитание в педагогических взглядах Ф. Рабле, Т. Компанеллы, Т. Мора и других.
- Первые труды, посвящённые вопросам физического воспитания (И. Меркуриалис, В. Винтура да Фильтре).
- Методические обоснования содержания физического воспитания в работах И.И. Бецкого, Н.И. Новикова.
- Военно – физическая подготовка в практике и трудах А.В. Суворова.
- Теория физического образования П.Ф. Лесгафта.
- Научно – теоретические основания теории физического образования П.Ф. Лесгафта.
- Научно – методические основы школьной гимнастики (работы Г. Фита, И. Гутс – Мутса).
- Концепция спортивной педагогики Ч. Кингсли и Т. Арнольда.
- Значение теории И.М. Сеченова для формирования теории физического воспитания.
- Развитие международного спортивного движения как фактор повышения интереса к телесно – двигательной практике.
- Формирование научно – теоретических основ физического воспитания в России.
- Зарождение научных школ и различных направлений исследований в России.
- Значение высших учебных заведений как фактор развития отечественной науки о физической культуре и спорте.
- Зарождение отечественной школы теории и методики физического воспитания (труды А.Д. Новикова).
- Объект и проблематика теории и методики физического воспитания.
- Интеграция и дифференциация научного знания о физической культуре и спорте.
- Этапы развития отечественной теории и методики физической культуры.
- Развитие дифференцированных научных дисциплин, изучающих проблемы физической культуры и спорта.
- Формирование специальной области знаний (на примере избранной научной дисциплины).
- Расширение предметной области теории и методики физического воспитания как основания для перехода теории и методики физической культуры.
- Философские аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
- Социологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
- Культурологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
- Антропологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
- Формирование теории и методики спорта.
- Формирование и развитие общей теории подготовки спортсменов.
- Зарождение новых научных дисциплин и исследовательских парадигм на современном этапе развития теории и практики физической культуры и спорта.
- Методология научного исследования в области физической культуры и спорта.
- Этапы научного исследования и логика его построения.
- Основные характеристики научного исследования: актуальность, противоречие, объект исследования и др.
- Разнообразие методов, применяемых в исследовании явлений физической культуры и спорта.
Тексты для изучения в процессе семинарских занятий и самостоятельной работы:
|
|
|
|
1. Аристотель. Политика / Аристотель пер. С.А. Жебелёва // Аристотель. Сочинение в 4т. – М.: Академия, 1983.
2. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: Взаимосвязи и диссонации // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 10. – С. 2-7.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезия человека: Монография. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000, – 275 с.
4. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К. Методика основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 15-25.
5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 1947. – 255 с.
6. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1991. – 288 с.
7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М: ФиС, 1986.
8. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М: ФиС, 1980. - 127с.
9. Булкин В.А. Прогнозирование в системе подготовки квалифицированных спортсменов // Вопросы методологии прогнозирования спортивных достижений: Материалы Всесоюзного симпозиума. – М.,1976.
10. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. – М.: Наука, 1993.
11. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа./Труды ученых ГЦОЛИФК, 1993. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для ин-в ФК/Под ред. Л.П. Матвеева. -М.: ФиС, 1983, - 128с.
12. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для ин-в ФК/ Под ред. Л.П. Матвеева – М.: Фис, 1983, - 128с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 1988. - 331с.
14. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - 176с.
15. Виноградов Г.П. Теория и методика рекреативных занятий. - СПб., 1997. – 233 с.
16. Выдрин В. М. Физическая культура и ее теория.// Теория и практика физич. культуры, 1980. - №5.
17. Выдрин В.М Перестройка в области ТФК. (проблемы и пути) // Теория и практика физич. культуры, 1987. - №8.
18. Выдрин В.М. Евстафьев Б.В., Николаев Ю.М. К вопросу определит понятия теория физической культуры.// Теория и практика физич. культуры, 1987, №2.
19. Выдрин В.М. Культура телесности./Проблемы физкультурного образования молодежи на рубеже 21 века. Сб. науч. трудов под ред.Ш. Григорьева. СПбГАФК, 1999.
20. Выдрин В.М. Теория и методика физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие. - Л.: ГДОИФК, 1988.-С.45.
21. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление инпегративной сущности физической культуры - магистральный путь ее теории // Теория и практика физич. культуры, 1995. - №5.
22. Выдрин В.М., Решешнева ГА. Системный подход в исследовании ФК// Теория и практика физич. культуры, 1978. - №3.
23. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. - М.: ФиС, 1968. – 175 с.
24. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВИФК,1985.
25. Евстафьев В.В. Анализ основных понятий теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам. – Л.: ВИФК, 1985. – 133 с.
26. Запорожанов В.А., Платонов В.Н. Прогнозирование и моделирование в спорте // Теория спорта / Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Вища школа, 1987. – С. 350-368.
27. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 1970. – 199 с.
28. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). - М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
29. Кун Т. Структура научных революций. – М..: Наука, 1975. – 264 с.
30. Курамшин Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика: Монография. – М.: Советский спорт, 2005. – 408 с.
31. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М„ 1992, 120 с.
32. Лакатос И. История науки и ее реконструкция // Структура и развитие науки. – М., 1978. – 217 с.
33. Лесгафт П.Ф. Избранные произведения. – СПб, 1994.
34. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. – М.: Советский спорт, 2005.
35. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – М.: Известио, 2001. – 333 с.
36. Мосс М. Техника тела / М. Мосс // Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. – М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. – С. 242-263.
37.Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. – СПб., 1998. – 217 с.
38. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под. ред. М.Я. Набатникова. - М.: ФиС, 1982. – 280 с.
39. Очерки по теории физической культуры / сост. и общ. ред. Матвеев Л.П. - М.: ФиС, 1984. – 248 с.
40. Платон. Диалоги / Платон пер. С.Я. Штейман-Тонштейн. – М.: Мысль, 1986.
41. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.
42.Ратов И.П. Концепция «искусственная управляющая среда, основные положения и перспективы использования» // Научные труды. – 1995. – Т.1. – М.: ВНИИФК, 1996.
43. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика. – М.: тера-спорт, 2000. – 127 с.
44. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. – М.: ФКиС, 1975.
45. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. - М: ФиС, 1987. – 128 с.
46. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). – М.: ФиС, 1986. – 169 с.
47. Харре Д. и колл. Учение о тренировке. Введение в общую методику тренировки. – М.: ФКиС, 1971.
48. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 539 с.
49. Хилл А. Механика мышечного сокращения. Старые и новые опыты. – М.: Мир, 1972.
50. Шварц В.Б., Хруцев СВ. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: ФиС, 1984. – 151 с.
51. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – С. 50-73.
Примеры тестовых заданий:
1. В переводе с древнегреческого термин «проблема» означает:
1) трудность;
2) выбор;
3) поиск;
4) отсутствие.
2. Специфика естественно-научной группы знаний о физической культуре и спорте заключается:
1) комплекс наук, включающий естественно-научные, психолого-педагогические и социально-гуманитарные дисциплины;
2) комплекс дифференцированных направлений теории и методики физической культуры;
3) блок дисциплин, изучающих влияние физической нагрузки на организм человека;
4) комплекс научных дисциплин, включающий анатомию, физиологию, педагогику и психологию.
3. Проблематика оптимизации структуры многолетнего процесса физического воспитания обусловлена недостаточно полным знанием:
1) закономерностей онтогенеза и динамики жизнедеятельности индивида;
2) влияния упражнений различной направленности на организм человека в различные периоды жизни;
3) синсетивных периодов в развитии двигательных качеств;
4) взаимосвязи между психическими и физическими качествами человека.
4. Оптимизация процесса физического развития индивида и совершенствование технологии воспитания физических качеств обусловлены новыми сведениями:
1) о критических периодах онтогенеза;
2) о методах сопряженного воздействия;
3) о средствах комплексного влияния на интенсификацию процессов биологического развития;
4) о взаимосвязи двигательных навыков и физических качеств в процессе онтогенеза.
5. Теория синзетивных периодов в процессе развития физических качеств у детей школьного возраста впервые представлена в трудах:
1) А.А. Гужаловского;
2) В.М. Зациорского;
3) Д.Д. Донского;
4) Н.И. Волкова.
6. В теории спортивного отбора в наименьшей степени изучен вопрос:
1) о природе генетического влияния в тренируемость;
2) о структуре и содержании отбора;
3) о соотношении генетического вклада в тренируемости;
4) виды отбора.
7. Экспериментальное и теоретическое обоснование спортизации физического воспитания детей школьного возраста осуществляют отечественные исследователи:
1) В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева;
2) В.И. Столяров, А.Г. Егоров;
3) Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов;
4) В.С. Родиченко, Н.Ю, Мельникова
8. Дискуссия о построении большого цикла спортивной тренировки основана на результатах экспериментальных исследований и новых способах построения подготовительных периодов, среди которых не встречается:
1) комплексный;
2) вариантный;
3) комбинированный;
4) блочный.