Наука в России. Истоки, традиции, преемственность и достижения

5.1. Предпосылки возникновения науки в допетровской Руси (X-XVII в.). Накопление практических знаний. Возникновение и развитие письменности. Принятие христианства. Появление первых библиотек. Книгопечатанье. Формирование системы образования. Образование первых научных учреждений (XVIII в.). Петербургская академия наук (1725 г.). Московский университет (1755). Достижения российской науки в XIX- начале XX в. Создание Российской академии наук (1783). Открытие новых университетов (Варшавский, Киевский, Одесский, Томский), военных академий (Генерального штаба, Военно-морская, военно-медицинская, Военно-медицинская), гражданских академий (Сельскохозяйственная, Лесная), институтов (Петербургский горный, Инженеров путей сообщения, политехнические), духовные академии (Петербургская, Московская, Киевская, Казанская). Вольное экономическое общество (1765), Минералогическое, Русское географическое, Московское общество испытателей природы, Политехническое общество, Археологическое общество и др. Государственный характер научных и учебных заведений России XVIII-XIX вв. Роль Министерства Народного Просвещения (1802). Успех российской науки (Ломоносов, Лобачевский, Чебышев, Менделеев, Пирогов, Сеченов, Жуковский, Павлов, Мечников). Отставание в реализации практических научно-технических разработок. Российская наука советского периода. Преемственность традиций. Идеологизация науки. Плановый характер науки. Воспитание кадров. Вклад в обороноспособность страны. Репрессии. Волюнтаризм в отношении ряда наук (генетика, кибернетика, информатика и др.). Милитаризация науки. Фундаментальные достижения советских ученых. Нобелевские лауреаты (Н.Семенов, Н.Басов, Л.Конторович, Ж.Алферов). создание крупных научных школ. Застой в обществе и науке.

Проблемы и перспективы современной российской науки. Позитивное влияние реформ. Распад СССР привел к разрыву научных связей, утрате научных подразделений. Спад, стагнация, застой. Приватизация. Отток кадров, «утечка мозгов». Финансирование. Научные фонды. Приоритетные направления. Проблемы: низкий уровень ресурсного обеспечения, снижение престижа научной работы, моральное и физическое старение техники и кадров; зависимость науки от государственного бюджета; низкая эффективность управления наукой и др. Пути решения проблем: создание необходимых условий для проведения исследований. Модернизация материальной и информационной базы. Развитие научных коммуникаций. Повышение престижа науки. Создание правовых основ для развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: