В результате освоения материала программы дисциплины студент должен знать:
- содержание, основные понятия и вехи истории и методологии (философии) науки, теоретическую базу всех конкретных наук;
- понятие и сущность науки;
- научную деятельность;
- сущность научно-технического прогресса;
- историю, традиции, преемственность и перспективы российской науки;
- истоки науки;
- развитие науки в эпоху средневековья;
- пути становления и развития классической науки;
- проблемы современной «неклассической» науки XX-XXI веков;
- этапы становления философии науки и пути совершенствования методологии науки;
- основные термины, понятия и категории методологии науки;
- излагать базовую общепрофессиональную информацию;
- ставит и решать исследовательские задачи; разрабатывать наглядные иллюстративные материалы;
- применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Программа нацелена на выработку у студентов исторического мышления на воспитание гуманистического подхода к общечеловеческим достижениям в области материального и духовного производства, творчества и культуры.
Объем дисциплины и виды учебных работ
| Виды учебных работ | Всего часов | Семестр |
| Общая трудоемкость | ||
| Аудиторных часов | ||
| Лекции | ||
| Практические занятия (семинары) | ||
| Лабораторные работы | - | - |
| Контроль самостоятельной работы | - | |
| Самостоятельная работа студентов | ||
| Курсовые работы, рефераты | ||
| Виды итогового контроля | экзамен |
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий по курсу «История и методология науки»
| № | Наименование разделов и тем | Всего | Аудиторные | Самост. работа | |
| Лекции | Семинар | ||||
| Наука в современном мире | |||||
| 1.1 | Сущность науки и ее структура | ||||
| 1.2 | Научная деятельность. Научная сфера. | ||||
| 1.3 | Научно-технический прогресс | ||||
| 1.4 | Наука и образование | ||||
| 1.5 | Наука в России. Истоки, традиции, преемственность и достижения | ||||
| II | История науки | ||||
| 2.1 | Преднаука и ее достижения | ||||
| 2.2 | Античная наука | ||||
| 2.3 | Наука в средние века. Становление опытной науки | ||||
| 2.4 | Классическая наука | ||||
| 2.5 | Современная наука | ||||
| 2.6 | Революция в науке и технике | ||||
| 2.7 | Научные революции | ||||
| III | Философия и методология науки | ||||
| 3.1 | Наука в системе миропонимания. Онтологические проблемы науки. Гносеологические проблемы науки | ||||
| 3.2 | Аксиологические проблемы науки | ||||
| 3.3 | Методология науки | ||||
| 3.4 | Праксиологические проблемы науки | ||||
| 3.5 | Философские проблемы социально-гуманитарных наук | ||||
Содержание разделов дисциплин
Тематические разделы
В программе рассматриваются проблемы истории и методологии науки от античной до современной эпох.






