Социально-политические и общенаучные условия формирования школы «Анналов». Критика позитивистских концепций отношения между источником, историческим фактом и познающим субъектом в трудах историков школы «Анналов». Борьба Люсьена Февра против позитивистских стереотипов в сознании историков. Марк Блок и его «Апология истории, или Ремесло историка». История как наука о человеческой мысли, о человеке во времени. Преодоление упрощенных представлений об эмпирической данности исторического факта. Значение трудов историков школы «Анналов» в становлении идеи глобальной, охватывающей все стороны жизни человека новой концепции исторической науки. Методологические парадигмы школы «Анналов». Роль историка в процессе познания. М. Блок о смысле истории и выборе историка. Актуальность проблемы как вызов времени.
Р. Дж. Коллингвуд и его «Идея истории». Опыт реализации идеи глобальной истории в труде Арнольда Тойнби. Перспективность сравнительного подхода в истории. Расширение поля деятельности историка в пространстве и времени. Понятие «исторического времени» в концепции «Анналов» Концепции длительной временной протяженности. Исторический факт и исторический источник в концепции «Анналов». Проблема ограниченности источниковой базы.
|
|
Изучение проблем менталитета в трудах ученых школы «Анналов».
Эволюция школы «Анналов». Ф. Бродель и его труд «Средиземное море и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II». Историко-социологическая концепция Ф. Броделя. Понятия «глобальная история» и «микроистория» в концепции Ф. Броделя. Уровни исторической действительности и временных ритмов. Социальное время и социальное пространство. Единство истории как единство во времени, в пространстве. Идея целостности, системности как исходный принцип рассмотрения исторической действительности. Понятие «цивилизация» в теории Броделя.
Соотношение традиционных и новых методов изучения человека в современном гуманитарном познании. Определение исторического человека и связь содержания истории с методами психологии, социологии, науки о языке. История и социальные науки и концепции школы «Анналов». Интеграция наук и перспективы и проблемы становления единой науки о человеке.
Тема 5. Современная зарубежная историография: