Тема 3. Русская историческая школа

Особенности развития эпистемологии в России. Рационалистическая парадигма гуманитарного знания в России. Принципы осмысления российской истории В.Н. Татищевым.

Формирование петербургской исторической школы в 50-х гг. XIX в. и ее представители (М.С. Куторга, М.М. Стасюлевич и др.). Перемещение центра исторической науки в Москву и складывание «Русской исторической школы» (П.Г. Виноградов, Н.И. Кареев, И.В. Лучицкий, М.М. Ковалевский).

А. С. Лаппо-Данилевский и его концепция исторического позна­ния. Утверждение научности исторического познания и критика интуитивизма. Лаппо-Данилевский о целостном объекте науки. Объект исторической (гуманитарной) науки в «Методологии ис­тории» Лаппо-Данилевского. Идиографический и номотетический подходы как взаимодополняющие методы изучения явлений при­роды и культуры. Понятие о методологии истории как системном учении. Критика социологической доктрины О. Конта, его пред­ставлений о единстве социального организма человечества. Про­блема личности и общества. Философия истории Г.Г. Шпета. Про­блема индивидуума в трудах Г.Г. Шпета.

Концепция общей теории истории в трудах Н.И. Кареева («Историка: теория исторического знания»). Проблема метода исторического познания и теория прогресса в творчестве Д.М. Петрушевского и Р.Ю. Виппера.

Л.П. Карсавин и его «Философия истории». Карсавин о субъек­те исторического познания и индивидуальном характере синтеза в истории. Социологический метод П.А. Сорокина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: