Стили русского языка. Определите стилистическую принадлежность текстов. Объясните, что помогло вам выполнить задание

А. Статья 41. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека…

Б. Государственный секретарь США Колин Пауэлл выступил на заседании Совета Безопасности ООН по вопросу Ирака. Он предъявил спутниковые снимки, аудиозаписи и распечатки подслушанных разговоров иракских руководителей. Пауэлл заявил, что в Ираке хранится от 100 до 500 тонн химических отравляющих веществ и около 16 тысяч ракет. Позиция трех из пяти постоянных членов Совбеза, имеющих право вето, – Китая, России и Франции – осталась неизменной. Министр иностранных дел России Игорь Иванов сказал, что Россия не видит в данный момент необходимости в принятии новой резолюции по Ираку.

В. Некоторые ученые говорят, что объектом права могут быть только вещи, представляющие какую-нибудь ценность. Вещи, никому ни на что не нужные (например, песок на берегу реки, снег, лежащий в поле), согласно весьма распространенной теории, объектами права служить не могут. Если право – то же, что интерес, то приведенное воззрение должно быть признано правильным. Но так как в действительности право и интерес – далеко не одно и то же, то на самом деле может существовать множество таких объектов права, которые не представляют ни для кого интереса, а следовательно, и ценности.

Дополнительное задание: Приведите свои собственные примеры текстов официально-делового, научного и публицистического стиля.

Изложите правила поведения делового человека (юриста).

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Литературный язык. Норма, вариативность нормы
(тема 2). Текст (тема 5)

Вопросы для обсуждения:

1. Литературный язык, признаки литературного языка. Литературный язык и диалект (территориальный и социальный), «профессиональный язык».

2. Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог. Функционально-смысловые типы речи.

3. Текст как единица общения.

Практикум [1]:

1. Правописание корней (с безударными гласными, с чередующимися гласными, с проверяемыми согласными, с непроизносимыми согласными).

2. Постановка тире в простом предложении.

Рекомендуемая литература:

1. Материалы лекций.

2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф.
В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2007. — C. 54—94.

3. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф.
В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2007. — C. 26—32.

Занятие 2. Языковые нормы современного русского литературного языка (тема 7) (продолжение)

Вопросы для обсуждения:

1. Нормы русского литературного языка.

2. Орфоэпия, основные орфоэпические нормы. Основные акцентологические нормы.

Практикум:

1. Употребление прописных букв.

2. Правописание приставок.

3. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Рекомендуемая литература:

1. Материалы лекций.

2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф.
В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2007. — С. 275—291.

3. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф.
В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2007. — С. 26—32.

Занятие 3. Языковые нормы современного русского литературного языка (тема 7) (продолжение)

Вопросы для обсуждения:

1. Нормы русского литературного языка. Морфологические, лексические и синтаксические нормы.

2. Стилистические нормы.

Практикум:

1. Правописание имен существительных.

2. Правописание имен прилагательных. Правописание сложных слов.

Рекомендуемая литература:

1. Материалы лекций.

2. Культура русской речи: учебник для вузов / отв. ред. Л. К. Граудина и Е. Н. Ширяев. – М.: Норма, 2007. – C. 149–168.

3. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф.
В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – C. 116–148.

Занятие 4. Культура разговорной речи. Невербальные средства общения (темы 8, 9). Общение и его слагаемые. Общегражданский этикет. Общие правила приветствий и представлений. Рукопожатие. Речевая культура представлений и приветствий (темы 6, 14)

Вопросы для обсуждения:

1. Разговорная речь и ее особенности.

2. Невербальные средства общения.

3. Общие правила приветствий и представлений. Рукопожатие.

4. Речевая культура представлений и приветствий.

Практикум:

1. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

2. Постановка знаков препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения (вводные слова и предложения, обращения, междометия и пр.).

Рекомендуемая литература:

1. Материалы лекций.

2. Зарайченко, В. Е. Этикет государственного служащего: учеб. пособие / В. Е. Зарайченко. — 3-е изд. — Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2009. — 317 с. — (Новые технологии).

3. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф.
В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2007. — C. 100—110.

4. Соловьев, Э. Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол: учеб. пособие / Э. Я. Соловьев. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2010. — 320 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: