Тема 1. Предмет этики и проблема соотношения нравственности и права (2 часа)
План:
1. Этика как практическая философия и наука о нравственности.
2. Нравственность и мораль: общее и особенное.
3. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания.
4. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества.
5. Проблема соотношения нравственности и права.
Задания для подготовки к лекции:
1. Обратиться к первоисточникам:
— Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1984.
— Соловьев В. С. Право и нравственность. Минск; М., 2001.
2. Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4. Продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области этики и ее связи с профессией юриста.
Тема 2. История этических учений (4 часа)
План:
1. Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характеристика.
2. Нравственная философия древних греков и римлян: основные учения и их взаимосвязь.
3. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве.
4. Гуманистическая этика Возрождения и этическая рефлексия Нового времени.
5. Этика долга, категорический императив и взаимодополнительность морали и права в философии И. Канта.
6. «Религия любви» в антропологии Л. Фейербаха и гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике.
7. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше. Экзистенциалистская этика о трагизме человеческого существования и приоритете свободного выбора.
8. Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь». (Э. Фромм).
9. Этика в России ХIХ-ХХ вв.
Задания для подготовки к лекции:
1. Обратиться к первоисточникам:
— Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Сочинения на немецком и русском языках. М., 1997. Раздел 3.
— Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Благоговение перед жизнью. М., 1992.
2. Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
3. Продумать вопросы лектору, касающиеся наиболее значимых моментов истории этики в связи с профессией юриста.
Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности (2 часа)
План:
1. Особенности этических категорий и нравственных ценностей в свете идеала.
2. Проблема добра и зла: история и современность. Добро как цель и средство. Понятие добродетели.
3. Соотношение понятий свободы и нравственности. Свобода и ответственность.
4. Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости.
5. Долг, совесть, честь, достоинство в контексте приоритетных ценностей в современной России.
Задания для подготовки к лекции:
1. Обратиться к первоисточникам, рекомендованным к лекциям по темам № 1 и 2.
2. Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4. Продумать вопросы лектору, касающиеся основных категорий и моральных ценностей в их связи с профессией юриста.
Тема 4. Актуальные проблемы этики и право (2 часа)
План:
1. Прикладная этика: факторы формирования и особенности.
2. Биоэтика: история и современность.
3. Моральное содержание права как предмет этики права.
4. Этическая интерпретация актуальных правовых проблем.
5. Нравственно-правовые аспекты проблем насилия, смертной казни, эвтаназии, клонирования, трансплантологии и др.
Задания для подготовки к лекции:
1. Обратиться к первоисточникам:
— Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма. М., 1980.
— Хабермас Ю. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? // Будущее человеческой природы. М., 2002.
2. Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4. Продумать вопросы лектору, касающиеся проблемы единства нравственных и правовых проблем.