Практическое занятие № 3. Тема: История этических учений(4 часа; коллоквиум)

Тема: История этических учений (4 часа; коллоквиум)

План:

1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.

2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.

3. Объективность добра в этических представлениях Платона.

4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.

7. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.

8. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.

9. Этика долга и категорический императив И. Канта.

10. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхче­ловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.

11. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др.

12. Нравственная философия всеединства В. С. Соловьева и проб лемы права.

13. Этика ненасилия Л. Н. Толстого.

14. Этика взаимопомощи и гуманизм П. А. Кропоткина.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по истории этики.

2. Проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:

— Аристотель Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. Книги II-VI.

— Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика прак­тического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел 2. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

— Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хо­рошее и плохое».

3. Изучить соответствующие разделы рекомендованных источников.

4. Ознакомиться с книгой: Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.

5. Продумать и прокомментировать следующие изречения:

– «Благородный муж стремится к основе, а основа человеко­любия — это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).

— «Дар дхаммы (читай — добродетель, закон, учение...) превосхо­дит всякий дар.; уничтожение желаний побеждает любую печаль» (Будда).

— «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков» (софистический тезис).

— «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).

— «Без общины, без дома, без отечества!» (Диоген Синопский).

— «Живи незаметно» (Эпикур).

— «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).

— «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л. Н. Толстой).

— «Я — жизнь, которая хочет жить, я — жизнь среди жизни, кото­рая хочет жить» (А. Швейцер).

Основная литература: Профессиональная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Ар­темова. М.: Проспект, 2014.

Дополнительная литература: 1)Разин А. В. Этика: учебник для вузов. М.: Академ. проект, 2012; 2) Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1984; 3) История этических учений: учебник / под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003; 4) Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Благогове­ние перед жизнью. М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: