Тема: История этических учений (4 часа; коллоквиум)
План:
1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.
2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.
3. Объективность добра в этических представлениях Платона.
4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.
5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.
6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.
7. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.
8. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.
9. Этика долга и категорический императив И. Канта.
10. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.
11. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др.
12. Нравственная философия всеединства В. С. Соловьева и проб лемы права.
13. Этика ненасилия Л. Н. Толстого.
14. Этика взаимопомощи и гуманизм П. А. Кропоткина.
|
|
Задания для подготовки к коллоквиуму:
1. Продумать материал лекции по истории этики.
2. Проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:
— Аристотель Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. Книги II-VI.
— Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел 2. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности.
— Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое».
3. Изучить соответствующие разделы рекомендованных источников.
4. Ознакомиться с книгой: Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.
5. Продумать и прокомментировать следующие изречения:
– «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия — это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).
— «Дар дхаммы (читай — добродетель, закон, учение...) превосходит всякий дар.; уничтожение желаний побеждает любую печаль» (Будда).
— «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков» (софистический тезис).
— «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).
— «Без общины, без дома, без отечества!» (Диоген Синопский).
— «Живи незаметно» (Эпикур).
— «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).
— «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л. Н. Толстой).
— «Я — жизнь, которая хочет жить, я — жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).
Основная литература: Профессиональная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Артемова. М.: Проспект, 2014.
Дополнительная литература: 1)Разин А. В. Этика: учебник для вузов. М.: Академ. проект, 2012; 2) Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1984; 3) История этических учений: учебник / под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003; 4) Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Благоговение перед жизнью. М., 1992.