Третья глава. Отрасли профессиональной этики

3.1. Этика образования: философские

основания и нравственное содержание

Мы жаждем человека человечного.

А. Швейцер

Образование во многом определяет лицо общества, способствует реализации основных задач социально-экономического и культурного развития страны. Высшее назначение образования заключается в формировании личности во всей полноте ее интеллектуального, культурного, нравственного, психологического и социального развития.

Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, автор с сожалением констатирует, что сегодня объем и спектр знаний на разных уровнях образования ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, но не на формирование высоконравственной личности, которая всей жизнью и деятельностью способствовала бы дальнейшему развитию и приумножению духовного потенциала российского общества.

Методологическая эклектика и глобальные социальные трансформации последних лет привели к качественному изменению характера образования, которое оказалось перед необходимостью разрешения не только сугубо профессиональных, но и серьезных этических конфликтов: между свободой и принуждением в образовании; между образованием как средством получения знаний и как средством успеха в жизни; между современным медийным самообразованием и школьным образованием. Обострились нравственные проблемы коммерциализации образования и применения современных образовательных технологий, нет этических критериев допустимости религиозно-конфессионального образования в государственных учебных заведениях.

На решение перечисленных и многих других, не менее важных и актуальных, образовательных проблем ориентирована этика образования. Она призвана способствовать плодотворному использованию полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков для преобразования внутреннего мира индивида на основе гуманистичес­ких идеалов, целенаправленному формированию высоких нравственных качеств, повышению уровня профессиональной культуры.

Этика образования как прикладная дисциплина складывалась в рамках традиций философии морали, нравственного воспитания и профессиональной педагогической этики. Основное внимание в ней уделяется исследованию проблем, связанных с определением и философским обоснованием механизма, форм и методов нравственного воспитания, управлением нравственно-воспитательной деятельностью, формированием моральных качеств педагога. Предмет этики образования в целом включает в себя, с одной стороны, изучение проблем собственно этического образования и воспитания (определение нравственного смысла и содержания обучения, соотношение образования и воспитания), и, с другой стороны, исследование этических проблем образовательной деятельности. Поэтому основная задача автора данного учебного пособия – проследить эволюцию представлений об этическом смысле образования, определить содержание и специфику педагогической этики, рассмотреть актуальные образовательные проблемы в контексте нравственных норм, принципов и гуманистических идеалов.

В первой главе рассматриваются философские основания и аксиосфера педагогической этики, соотношение образования и воспитания. Нравственный смысл образования исследуется преимущественно с позиции аксиологического подхода, что позволяет проникнуть в суть ценностного конфликта в образовательной сфере, определить спектр профессиональных ценностей и специфику духовного мира современного педагога. Применение аксиологического подхода к изучению педагогических явлений и процессов представляется автору обоснованным, так как именно ценностный компонент занимает важное место в сущностной основе воспитания и образования.

Вторая глава пособия посвящена анализу этических проблем образовательной деятельности. В ней рассматриваются основы этики педагогического общения, определяется роль и значение диалога в поиске нравственных ориентиров и ценностного смысла обучения, излагаются главные этические принципы медиапедагогики как нового направления образовательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: