Ценность и оценка. Оценка есть мысленная процедура соотнесения свойств, форм, состояния и т.п

Оценка есть мысленная процедура соотнесения свойств, форм, состояния и т.п. предмета к тем или иным потребностям. Суть соотнесения состоит в выявлении значения предмета по отношению к потребности с точки зрения его пользы, наличности, продолжительности, размерности, красоты и т.д.

В процедуре оценки участвуют двое: объект оценки и субъект оценки. Если из процесса получения истины субъективные моменты устраняются, то процедура выработки оценки предполагает субъекта потребности, более того, в процедуре оценки субъективность играет ведущую роль. Природа как таковая не знает оценок, оценивает человек. Тот или иной предмет приобретает ценностное значение в связи с человеком, причем уникальные свойства человека порой поражают такие потребности требования которых неповторимы и индивидуальны.

Несколько слов следует сказать о логических особенностях оценочного сознания. Категории, которыми оно оперирует, предикативны, то есть, в построении суждения как логической формы оценочные категории выполняют функции предиката. Например: закат - красивый, трава - зеленая, гриб - съедобный, начальник - тупой и т.д. Так как соотнесение свойства предмета происходит из потребности, то это свойство может удовлетворять или не удовлетворять его. Обстоятельство это отражается в оценочных суждениях в контрарных или контррадиккторных понятиях: красивый, некрасивый, глупый, больной, не больной, здоровый, справедливый и несправедливый, симметричный и несимметричный. В оценочных суждениях присутствует эмоциональный подтекст, который выражается интонацией, жестами мимикой и т.д. Однако процедуру оценки нельзя свести к субъективности - к субъективному произволу. Оценка должна исходить из объективных свойств предмета, строиться на базе достигнутых знаний, учитывать социальную обусловленность потребностей индивида.

Конечно, каждый человек имеет собственные потребности. Но при этом каждый живет в социуме, является членом семьи, касты, сословия, класса, т.е. той или иной человеческой общности. При этом сами общности не являются вечными, изначально данными. Каждый человек соотносит свои оценки с оценками других индивидов, в результате чего возникают нормы. Так как бытие каждого индивида реализуется в конкретной общности, то он руководствуется теми нормами, которое вырабатывает данное общество. Нормы общности по отношению к оценочному сознанию индивида принимают уже принципиальный, обусловливающий характер. Процедура оценки учитывает наличие эталона, правила, нормы. В связи с установленной нормой предмет принимает положительный или отрицательный предикат (оценку). Оценочное сознание имеет нормативный характер, оно конструирует должное, должное по отношению к потребности. Но как существует это должное? По всей видимости в виде норм, эталонов, правил, идеалов.

Заканчивая анализ процедуры оценки, нужно указать на то обстоятельство, что сама оценка оценивается, т.е. проверяется, имеет собственный критерий. Каким же он должен быть? Один и всеобщий? И что нужно брать за критерий?

Субъективистский подход отрицает какие - либо общие объективные критерии и предполагает их множественность: каждый человек имеет свою личность, поэтому и критерий должен быть свой.

Объективно - идеалистическая позиция допускает объективные критерии оценки, но рассматривает их в связи с субстанциальными духовными сущностями. Нормы, действующие в человеческих обществах, есть установления абсолютной идеи, мировой воли сверхъестественного существа.

Критерий пользы, полезности выдвигали материалисты - просветители. На полезности как критерии оценки останавливает свой выбор прагматизм. Однако, предмет, полезный одному человеку в одном отношении, может быть вредным другому и в другом отношении. То есть, полезность - относительна.

В марксистской философии в качестве критерия оценки рассматривалась полезность с точки зрения общественного прогресса и прогресса личности. Прогрессивное развитие определяет критерий различения ценного и неценного для жизни человека и общества.

Наиболее перспективен, на наш взгляд, подход с позиции которого критерием как истины, так и оценки, является практика, сама жизнь, предметно-практическая деятельность. Если потребность не удовлетворяется, то значит, оценка неправильная и нуждается в корректировке. Отражение сущего и конструирование должного происходит в сознании на теоретическом уровне и завершается постановкой цели, которая при корректной ее постановке является интеллектуальным «двигателем» процесса производства или поведения.

Так как из процедуры оценки нельзя исключать самого «субъекта» (элемент субъективного), то этот факт послужил для некоторых ученых и философов поводом отделить и даже противопоставить теорию, воспроизводящую должное, от теории, воспроизводящей сущность. Так, основатели теории ценностей В.Виндельбандт, Г.Риккерт исключили из числа наук теорию ценностей, историческую науку и те гуманитарные науки, предметы которых являются уникальными, неповторимыми.

Подводя итог отметим, что ценностью является все то, что, вступая в отношения с человеком, соответствует и удовлетворяет его потребности. Некоторые зарубежные и отечественные философы вводят понятие отрицательной ценности, хотя на наш взгляд, положительной или отрицательной может быть только оценка, а ценность уже определяет себя как позитив. В литературе также можно встретить понятия, как «неценность», «антиценность», выделяют ценности абсолютные и относительные. И все же характер ценности приобретают все предметы действительности, так или иначе вовлеченные в бытийствование человека, разрастание и развитие бытия сопровождается актуализацией ценностей. То есть в горнило бытия втягиваются все новые и новые предметы и явления, масса ценностей возрастает постоянно, но одновременно из процесса бытия выходит соответствующая масса предметов, утративших ценностное свойство.

Все ценности бытия человека можно классифицировать следующим образом:

1) человек как высшая ценность для человека

2) ценности материальной жизни

3) ценности социальной жизни

4) ценности духовной жизни.

Таким образом, моральное сознание отражает, прежде всего, отношения людей друг к другу, каждого из них к обществу и к самому себе. Оно по природе своей оценочно, так как воспроизводит предмет с точки зрения его значения для человека, отнесения и соответствия его имеющимся потребностям. А в силу того, что предмет зачастую не соответствует этим требованиям, оно конструирует должное: табу, норму, идеал. Благодаря представлениям о должном, исторический процесс обретает человеческое содержание: историю наполняет человеческий смысл, в ней звучит извечная борьба между добром и злом.

Список литературы.

1. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения в 4-х т. Т.4. М., 1983. С.53-295.

2. Аристотель. Большая этика. Сочинения в 4-х т. Т.4. М., 1983. С. 295-375.

3. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, переводы, исследования. Л., 1970.

4. Кант И. Критика практического разума.

5. Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990.

6. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1988.

7. Гуссейнов А.А. Введение в этику. Учебник.

8. Дробницкий О.Г. Этика.

Контрольные вопросы

1. Понятия морали и нравственности. Взгляды на их происхождение.

2. Что подразумевается под моральным сознанием?

3. Практический и теоретический уровни морального сознания.

4. Что такое нравственный идеал?

5. Дайте определение этике.

6. Перечислите основные категории этической науки.

7. 3.Выберете две-три категории, дайте их общую характеристику.

8. Есть ли у вас собственное мнение по поводу сущности тех или иных этических категорий?

9. Сущее, должное, ценность: сущность категорий и их специфика.

10.Натуралистическая концепция ценностей.

11.3 Теория ценностей в учениях просветителей.

12.Этическое учение И.Канта.

13.В чем разница между ценностью и оценкой!

14.Может ли оценка быть объективной и в чем субъективность оценки?

15.Какие вы знаете критерии оценки?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: