Методические указания студентам

Учебно-тематический план дисциплины предусматривает ее изучение студентами на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельной работы. Посещение аудиторных занятий обязательно. На лекциях студенты осваивают материал, записывая его в тетрадях. Каждая лекция и семинар имеют свою цель учебной работы, которая предполагает раскрытие и освоение студентами основных положений государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. На семинарах предполагается обсуждение студентами определенных вопросов плана, раскрывающих тему семинара. Семинар является формой организации учебного процесса, которая служит дополнением к лекции, детализирует и расширяет ее тему. Активность студентов на семинаре является обязательным требованием к его проведению. В процессе подготовки к семинару преподаватель дает студентам следующие задания: 1) ознакомиться с планом и методическими указания­ми к семинару; 2) изучить конспект лекции по данной теме; 3) са­мостоятельно изучить литературу, данную к вопросам плана; 4) вы­полнить задания для самостоятельной работы с целью сбора реальных фактов, иллюстрирующих те или иные положения задания. Для успешного выполнения заданий для самостоятельной работы по данной дисциплине преподаватель может попросить студентов проанализировать веб-сайты российских и зарубежных организаций социальной сферы в Интернете. Для этого в программе приводятся адреса вебс-айтов международных и национальных общественных объединений социальных работников и школ социальной работы. На семинарах студенты выступают с сообщениями по вынесенным на рассмотрение вопросам, докладывают о выполнении определенных заданий, участвуют в дискуссии. Преподаватель предоставляет студентом возможность свободно высказаться по обсуждаемым вопросам, помогает организовать обсуждение и провести дискуссию.

Сами семинары могут иметь различную форму. Наиболее типичной формой является коллективное обсуждение сообщений студентов по вопросам плана. Однако это не означает, что к семинару готовятся только те студенты, кто делает сообщение. Все студенты должны быть готовы к обсуждению, обмену мнениями. Студенты могут подготовить презентации (устные и электронные в PowerPoint), которые демонстрируют своим сокурсникам. После презентации они отвечают на вопросы. Завершается презентация обсуждением. Отдельные вопросы семинара посвящаются изучению практических случаев (case study). Семинары могут проходить и в форме деловой или ролевой игры, пресс-конференции, круглого стола, встречи с экспертом, заседания мастерской (workshop) и др. Как правило, один час на первом и последнем семинаре посвящен и графическому изображению студентами того, как они представляли новую дисциплину в начале ее освоения и после. Завершаются семинары итоговым занятием в форме круглого стола, на котором обсуждаются все возникающие вопросы по изучению дисциплины и даются рекомендации по подготовке к итоговой аттестации. Форма каждого занятия определяется преподавателем, который доводит форму последующего семинара и задания до сведения студентов на предыдущем семинаре. С тематикой семинаров и конкретными вопросами и заданиями к семинару студенты могут ознакомиться и на странице кафедры социальной педагогики и социальной работы в локальной сети университета. Доступ к локальной сети открыть в электронном читальном зале университета и любой точке доступа на факультете.

Планы семинарских занятий

Семинар № 1

Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность и типология (2 ч)

Цель: ознакомить студентов с профессионально-значимыми ценностями социальной работы, их сущностью и типологией.

План

1. Ценности социальной работы. Типология профессионально значимых ценностей социальной работы.

2. Филантропия, альтруизм, подвижничество как нравственные принципы человека.

3. Национальные ценности русского народа и их значение для отечественной социальной работы.

В ходе занятия студенты выполняют следующие задания.

1 задание (1 ч).

Студенты, разделившись на группы в 4-5 человек, выполняют творческое задание, изображая графически в виде рисунка ответы на следующий вопрос: как вы представляете «Идеального социального работника»?

Затем каждая группа демонстрирует свои рисунок другим группам студентов, которые пытаются определить, что хотели показать члены каждой творческой группы. Подобное «прочтение» позволяет графически зафиксировать, как студенты понимали новую дисциплину в начале ее освоения.

2 задание (1 ч).

Обсуждение вопросов плана

Литература:

1. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб.пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – С.13, 21, 58-65, 135-182.

2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. - С. 6-22, 33-61.

3. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года.

4. Российская семья: Энциклопедия. – М.: РГСУ, 2008. – 624 с.

5. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 11-12, 52-53, 131-137, 367.

6. Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С. 104-111.

7. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – Дашков и К, 2006. – С. 7-24.

8. Шмелева, Н.Б. Профессионально-педагогические основы деятельности социального работника с семьей. Учебное пособие / Н.Б. Шмелева, О.И. Донина, М.М. Шубович. – Ульяновск: УлГУ, 2005 – С. -17-34.

9. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - Т.3. – С. 385-387.

Задания для самостоятельной работы:

Проанализировать ценностно-нормативное содержание этических культур, выделив гуманистический потенциал традиций, украинцев, чеченцев, армян, аварцев, грузин, осетин, карачаевцев, черкесов, евреев. Материалы для анализа берутся студентами из учебного пособия № 4, а также из сети Интернет, журналов по социальной работе, периодических изданий, из архивов.

Семинар № 2

История становления и развития этических традиций социальной работы в России и за рубежом (2 ч)

Цель: ознакомить студентов с историей становления и развития этических традиций социальной работы в России и за рубежом.

План

1. Историко-культурная динамика ценностных оснований социальной работы в России.

2. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы за рубежом.

3. Социальная ответственность: история и современность.

2 вариант проведения занятия: занятие выездное - проводится в музее социальной защиты Тульской области.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщения – презентации на тему: «Лучшие социальные работники современной России» (по материал системам практики).

2. Подготовить рефераты на одну из предложенных тем:

- Система взаимопомощи в Древней Руси и ее нравственная основа;

- Обычаи, обряды и их роль в развитии взаимоотношений в Древнерусском государстве;

- Роль религии в формировании нравственных основ жизнедеятельности человека;

- Система ценностных ориентаций и помогающего поведения в период Средневековья;

- Нравственные ценности в современном обществе;

- Ценностная основа нравственных этнических культур и этика социальной работы в поликультурной среде.

Материалы для презентаций берутся студентами из сети Интернет, журналов по социальной работе, периодических изданий, из архивов музея социальной работу Тульской области, а также личных наблюдений в период практики.

Литература:

1. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб.пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – С.5-14.

2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. - С. 63-87.

3. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2005.

4. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - Т.3. – С. 132-136, 141-146, 391-400.

Семинар № 3

Профессиональная этика специалиста социальной работы (2 ч)

Цель: изучить профессиональную этику специалиста социальной работы.

План

1. Феномен профессиональной этики социального работника.

2. Основные категории этики социальной работы.

3. Критерии нравственности социального работника.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь по основным понятиям дисциплины.

2. Написание эссе на тему: «Моя будущая профессия».

3. Оцените свою жизненную ситуацию (обстановку), отвечая на перечисленные ниже вопросы: Имею ли я четкое представление о будущей работе и ее целях? Что нужно делать и каких результатов (показателей) я хочу достигнуть? Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей? Каковы мои цели (ближние и дальние) продвижения по службе? Какую работу я хочу выполнять через 5 (10) лет? Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе (мотивация)? Что является для меня главным мотивом сегодня? Через пять лет? Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации? Отвечает ли работа моим личным потребностям и интересам?

Литература:

1. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. – 2006. - № 1. – С. 29-37.

2. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб.пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – С. 24-31.

3. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. - С. 89-112.

4. Лексикон социальной работы / Под ред. С. М. Кибардина, Т. А. Поярова. - 3-е изд., испр. и доп. - Вологда: Русь, 2005. - С. 290-291.

5. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 389-390.

6. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2005.

7. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – Дашков и К, 2006. – С. 60-101.

8. Энциклопедия социальной работы. В 3-х томах. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - С. 184-185, 390-391.

Семинар № 4

Этические принципы в социальной работе (2 ч)

Цель: изучить этические принципы в социальной работе.

План

1. Основные понятия и принципы профессиональной этики социального работника.

2. Принцип моральной ответственности социального работника перед клиентом.

3. Принцип моральной ответственности социального работника перед профессией и коллегами.

4. Принцип моральной ответственности социального работника перед обществом.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать различные подходы к определениям следующих понятий: «ценность», «принцип», «норма», «стандарт» и сформулировать свой подход. Результаты оформить в таблицу.

2. Изучить интернет-информацию, словари, энциклопедии, журналы по социальной работе, периодическую печать. Подготовить презентации о каждом этическом принципе в социальной работе.

Литература:

1. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. – 2006. - № 1. – С. 29-37.

2. Козлов, А.А. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия» / А.А. Козлов, Т.Б. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 102-119.

3. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб.пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – С. 46-57.

4. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. - С. 89-112.

5. Российская энциклопедия социальной работы. - М., 1997. – Т.1. – С. 270-271.

6. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 219-221.

7. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2005.

8. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – Дашков и К, 2006. – С. 70-114.

Семинар № 5

Отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника (2 ч)

Цель: провести сравнительный анализ отечественного и зарубежного этических кодексов социального работника.

План

1. Этический кодекс как свод нравственных правил, предписываемых к исполнению.

2. Функции этического кодекса социальной работы.

3. Структура этического кодекса социального работника.

4. Кодекс этики социального педагога и социального работника РФ.

5. Профессиональный кодекс этики социального работника НАСР (США).

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить этические кодексы социального работника, принятые в 1994 году, в 1979 году.

2. Провести сравнение изучаемых кодексов этики социального работника по следующим критериям:

- моральные нормы;

- моральные правила;

- принципы социальной работы;

- требования к качествам личности специалиста.

Литература:

1. Гусейнов, А.А. Этика: учебник для студ. вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2000.

2. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. – 2006. - № 1. – С. 29-37.

3. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. - С. 182-206.

4. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М.: «Дашков и К», 2003. – С.201-204.

5. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 390-391.

6. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г.Бочарова. – М.-Тула, 1993. – т. 2. - С. 360-371.

7. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – Дашков и К, 2006. – С. 70-123.

8. Энциклопедия социальной работы. В 3-х томах. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - С. 387-392, 443-448.

Семинар № 6

Деонтологические вопросы социальной работы (2 ч)

Цель: рассмотреть понятие "деонтология", изучить принципы деонтологии, профессиональные обязанности и профессиональный долг социального работника.

План

1. Понятие «деонтология». Принципы деонтологии.

2. Долг и ответственность социального работника.

3. Роль приказов, инструкций, нормативных документов в установлении деонтологических нормативов.

4. Профессиональные обязанности и профессиональный долг социального работника.

Литература:

1. Бейтман, И. Введение в основания нравственности и законодательства / И. Бейтман. – М.: РОСС ПЭН, 1998.

2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. - С. 114-151.

Семинар № 7

Личностно-нравственные качества социального работника (2 ч)

Цель: ознакомить студентов с личностно-нравственными качествами социального работника.

План

1. Нравственность социального работника (нравственные убеждения и нравственная потребность).

2. Характеристика личностно-нравственных качеств социального работника: ценностные ориентации, интересы, тактичность, терпимость, доброта, терпение, коммуникабельность, оптимизм и др.

3. Культура поведения социального работника.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить презентацию-описание личностно-нравственных качеств:

1 Группа: нравственные убеждения; нравственная потребность; честность; любовь к людям; гуманность; доброта; вежливость.

2 Группа: объективность; справедливость; тактичность; внимательность и наблюдательность; терпимость; эмпатия.

3 Группа: выдержка и самообладание; самокритичность; адекватность самооценки; сила воли; стремление к самосовершенствованию; творческое мышление; чувство собственного достоинства; эмоциональная устойчивость; порядочность; ответственность; коммуникабельность; оптимизм.

2. Каждый студент готовит презентацию-описание трех личностно-нравственных качеств (по одному из каждой предложенной группы).

3. Подобрать диагностические методики (опросники, анкеты, тесты и др.), позволяющие исследовать сформированность профессионально важных качеств практикующего социального работника (студента, обучающегося по специальности «Социальная работа»).

4. Составить идеальную модель профессионально-значимых качеств личности специалиста социальной работы.

1 задание (1 ч).

Обсуждение вопросов плана

2 задание (1 ч).

Студенты выступают на занятии по выполненному заданию.

Литература:

1. Гусейнов, А.А. Этика: Учебник для студ. вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2000.

2. Козлов, А.А. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия» / А.А. Козлов, Т.Б. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 37-52.

3. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб.пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – С. 65.

4. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. - С. 152-181.

5. Российская энциклопедия социальной работы. - М., 1997. – Т.1. – С. 286-291.

6. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 225-226.

7. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2005.

8. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – Дашков и К, 2006. – С. 44-59.

Семинар № 8

Моральные проблемы исследований в социальной работе (2 ч)

Цель: изучить общие и моральные принципы научной деятельности.

План

1. Этические аспекты исследований в социальной работе.

2. Ответственность исследователя проблем социальной работы.

3. Соотношение общих и моральных принципов научной деятельности.

4. Моральные проблемы, возникающие в процессе организации и финансирования научных исследований в области социальной работы.

Задания для самостоятельной работы:

Изучить интернет-информацию, словари, энциклопедии, журналы по социальной работе, периодическую печать по данному вопросу. Подготовить описание ситуации, в которой затрагиваются вопросы этических аспектов исследований.

1 задание (1 ч).

Обсуждение вопросов плана

2 задание (1 ч).

Рассмотрение студентами различных ситуаций, в которых затрагиваются вопросы этических аспектов исследований. Анализ собственных исследований студентов.

Литература:

1. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005.

2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009.

3. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Академический проект, 2006.

4. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2005.

Семинар № 9

Коммуникативная компетентность социального работника (2 ч)

Цель: изучить понятие коммуникативной компетентности социального работника.

План

1. Общение как способ деятельности социального работника.

2. Коммуникативные способности и умения личности: психологические, социально-психологические, вербальные, невербальные.

3. Факторы, влияющие на формирование и развитие коммуникативных умений.

4. Понятие «этикет». Этапы развития этикета.

Литература:

1. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб.пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – С. 56, 67-72, 75-104.

2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. – С. 207-227, 229-257.

3. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

4. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004. – С.127-138.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для студ. вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 108-109, 119, 162-163, 284-285, 369-370, 390.

7. Современный этикет: Золотые советы и правила / Отв. Ред. Е. Басова. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

8. Фирсов, М. В. Введение в специальность и основы профессионально этики социального работника / М. В. Фирсов. - М., 1993. – С. 252-271.

9. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – Дашков и К, 2006. – С. 123-142.

Задания для самостоятельной работы:

Изучить интернет-информацию, словари, энциклопедии, журналы по социальной работе, периодическую печать по данному вопросу. Подготовить описание ситуации, в которой проявляются коммуникативные способности и умения личности социального работника.

1 задание (1 ч).

Обсуждение вопросов плана.

2 задание (1 ч).

Рассмотрение студентами различных ситуаций, в которых проявляются коммуникативные способности и умения личности социального работника.

Семинар № 10

Этические нормы отношений с различными категориями клиентов (2 ч)

Цель: изучить основные нормы отношений с различными категориями клиентов.

Занятие проходит в форме деловой игры. Группа разбивается на микрогруппы, каждая из которых готовит одну из ситуаций, где ведущую роль играет социальный работник. В качестве клиентов выбираются: семья, молодежь, пожилые, мигранты, безработные, инвалиды, военнослужащие – участники военных действий и т.п.

Предлагаемые ситуации:

знакомство с клиентом;

повторная встреча с клиентом;

консультирование;

повседневное общение (в стационаре);

общение с окружением клиента.

После демонстрирования каждой ситуации проходит ее обсуждение в группе.

Итогом занятия служат правила поведения в типичных ситуациях в профессиональной деятельности социального работника.

Задания для самостоятельной работы:

Сравнив традиции этнических групп, определите особенности этикета (этноэтикета) профессионального взаимодействия с представителями различных этносов.

Литература:

1. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб.пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Академический Проект; Культура, 2009. – С. 135-182.

2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. – С.207-227.

3. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004. – С. 43-55.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для студ. вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 388-390.

6. Современный этикет: Золотые советы и правила / Отв. Ред. Е. Басова. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

7. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 272-284.

8. Шмелева, Н.Б. Профессионально-педагогические основы деятельности социального работника с семьей. Учебное пособие / Н.Б. Шмелева, О.И. Донина, М.М. Шубович. – Ульяновск: УлГУ, 2005 – С. 7-16.

Семинар № 11

Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания населения (4 ч)

Цель: изучить этические аспекты работы социальных служб.

Занятие проходит в форме "круглого стола" со специалистами социальных служб региона. Анализ предложенных ситуаций.

Вопросы для обсуждения:

1. Этическая регламентация работников социальных служб.

2. Профессионально-нравственные отношения и их особенности в содружестве социальных работников.

3. Моральные принципы сотрудничества с коллегами в интересах своих клиентов (взаимное уважение и доверие, интерес к деятельности коллег, равенство).

4. Этика общения с коллегами по социальной работе (телефонный разговор, письменная речь, комментарии в адрес коллег и т.п.).

5. Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями.

6. Участие в разработке социальной политики работников социальных служб. Участие в политической деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить 3 вопроса, которые будут заданы специалистам социальных служб региона.

Литература:

1. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. – 2006. - № 1. – С. 29-37.

2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. - С. 207-227.

3. Миллер, Л. Энциклопедия этикета: Все о правилах хорошего тона / Л. Мишаткина. – М.: Центр-Полиграф, 2004.

4. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004.

5. Современный этикет: Золотые советы и правила / Отв. Ред. Е. Басова. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

6. Психология и этика делового общения: Учебник для студ. вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2000.

8. Энциклопедия социальной работы. В 3-х томах. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - С. 183-192, 443-448.

Семинар № 12

Этические проблемы в помогающих профессиях (2 ч)

Цель: ознакомить студентов с ценностями и этическими кодексами основных помогающих профессий.

План

1. Помогающие профессии и их особый статус: медик, педагог, менеджер и их этические нормы.

2. "10 заповедей" из Библии. Их роль в социальной работе.

3. Сравнение клятвы Гиппократа и этического кодекса социального работника по следующим критериям:

- моральные нормы;

- моральные правила;

- требования к качествам личности специалиста.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить клятву Гиппократа и сравнить ее с ценностями социальной работы.

2. Рассмотреть этику педагога, менеджера.

Литература:

1. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: Учеб. пособ. для высш. и сред. проф. учеб. завед. культуры и искусств / Г.А. Алтухова. – М.: МГУКИ, 2000.

2. Ботавина, Р.И. Этика менеджмента: Учебник для студ. вузов / Р.И. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Гусейнов, А.А. Этика: Учебник для студ. вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2000.

4. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2009. – С.217-227.

5. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: Учеб.пособ. для студ. вузов / Т.В. Мишаткина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 2001.

7. Петрушин, Ю.Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие / Ю.Ю. Петрушин. – М.: Дело, 2000.

8. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 388-390.

Семинар № 13

Итоговое занятие (2 ч)

1 час - проводится в виде итогового тестирования по всем пройденным темам.

2 час – «круглый стол» - анализ полученных результатов тестирования, консультация по всем вопросам дисциплины.

Задания для самостоятельной работы:

К итоговому занятию студенты приносят все выполненные задания для самостоятельной работы:

1) презентация, посвященная социальному работнику современности;

2) эссе, в котором оценена личная жизненная ситуация студента (обстановка);

3) сравнительная характеристика зарубежного и российского кодексов этики социального работника;

4) описание 3 личностно-нравственных качеств социального работника;

5) описание ситуации, в которой затрагиваются вопросы этических аспектов исследований;

6) описание ситуации, в которой проявляются коммуникативные способности и умения личности социального работника;

7) разработанные 3 вопроса, адресованные специалистам социальных служб региона;

8) сравнительная характеристика клятвы Гиппократа и этического кодекса социального работника;

9) 3 тестовых задания с 5 вариантами ответов по изученной дисциплине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: