Понимание необходимости дальнейшего развития навыка

(осознанная некомпетентность нового уровня)

Ф

Обучение профессиональным навыкам в вузе часто останав­ливается на уровне осознанной некомпетентности. Практика, ста­жировки, работа в юридической клинике позволяют выйти на уровень осознанной компетентности. Но с окончанием вуза и на­чалом самостоятельной профессиональной деятельности начина­ется самый продолжительный период обучения - повышение профессиональной квалификации. Оно может быть либо обяза­тельным в форме периодического прохождения курсов на базе специальных учебных заведений, либо предусмотрено планом ра­боты органа или организации, где работает юрист, профессиональ-

1 С особой убедительностью и независимо друг от друга этот подход проде­монстрировали нам профессор Школы педагогики Бостонского университета Чарльз Уайт и заместитель по науке директора санкт-петербургского Центра разрешения конфликтов, кандидат психологических наук Елена Никитична Иванова.


ной ассоциации, в которой он состоит. Наконец, каждый юрист старается повышать свою квалификацию самостоятельно или во взаимодействии с коллегами.

Рассмотрим некоторые подходы, методики, технологии, приемы, которые могут быть использованы при освоении и развитии про­фессиональных навыков. Их можно использовать во время заня­тий, предусмотренных учебным планом, в юридической клини­ке, при самостоятельной работе студентов, при повышении квалификации. Каждый преподаватель или организатор занятий использует те или иные методики, разрабатывает новые в зависи­мости от цели занятия, предпочтений и опытности участников и преподавателя.

Владение этими методиками и формами работы может приго­диться не только во время учебных занятий, но и непосредствен­но в ходе профессиональной деятельности. При использовании интерактивных методик, основанных на обучении через действие, воспроизводятся ситуации, взаимоотношения, задачи, характер­ные для повседневной работы юриста. И те же приемы (это каса­ется техники разрешения проблем, работы в малых группах, мо­делирования ситуаций) можно использовать в работе юридической консультации, фирмы, отдела, подразделения правоохранитель­ных органов.

Творческие (проблемные) задания

Творческие (проблемные) задания в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от участников не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда бесчисленное множество) '"правиль­ных ответов". Часто "правильный ответ" неизвестен и препода­вателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (письма, искового заявления, жалобы), подготовка вы­ступления по определенной проблеме, исполнение роли в имита­ционных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера дело-


вого заинтересованного общения всех участников образователь­ного процесса, включая преподавателя или приглашенного спе­циалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее будущую профессиональную деятельность) придает смысл прак­тическому обучению, мотивирует студентов.

Начиная работать с проблемными заданиями, следует посте­пенно переходить от простых упражнений (например, сделать под­борку газетных материалов, публикация которых могла бы повлечь предъявление иска о защите чести, достоинства и деловой репу­тации) к более сложным заданиям (например, составить исковое заявление, проанализировать и улучшить документ, составленный коллегами по группе, принять участие в ролевой игре по допросу свидетеля, эксперта, затем в полномасштабном учебном судебном процессе, составить кассационную жалобу, наконец, самому раз­работать план и материалы учебного суда по аналогичному делу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: