Качество выступления резко повышается при использовании наглядных пособий. В качестве таких пособий могут быть использованы схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. Здесь действует принцип "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Впрочем, в качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи. Часто бывает полезно, чтобы перед глазами слушателей постоянно находились план вашего выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов. Это послужит вам своеобразной подсказкой, исключит "заглядывание в бумажку" и в то же время усилит контакт со слушателями - они вместе с вами будут следить за выполнением плана. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы вами по ходу выступления. Но необходимо заранее продумать, когда и с помощью каких технических средств вы будете демонстрировать то или иное пособие. Любой текст, изображение могут быть просто продемонстрированы, воспроизведены на плакате, ксерокопированы и розданы слушателям, увеличены на экране с помощью проектора и т.п. Важно подготовить помещение, чтобы наглядные пособия были доступны всем слушателям.
|
|
При использовании наглядных пособий необходимо подготовиться к их комментированию, в том числе к ответам на вопросы о происхождении этих пособий, об источниках информации. Следует подумать о целесообразности демонстрации каждого наглядного пособия, возможной реакции аудитории, чтобы ваши слушатели, с одной стороны, не представили себя зрителями в цирке, где вы фокусник, достающий из рукава все новые предметы, а с другой стороны, не увлеклись незапланированным переписыванием текстов с плакатов, не давая вам возможности продолжать выступление. Наглядные пособия должны работать на ваше выступление, а не наоборот'.
1 Злоупотребление наглядными пособиями может быть доведено до абсурда. Один датский чиновник так хорошо технически подготовился к выступлению перед небольшой российской делегацией, что каждую его часть начинал, проецируя на экран текст и зачитывая его с экрана. Первый слайд содержал только название темы выступления. Чиновник включил проектор и зачитал тему на экране. Затем поставил второй слайд - на нем оказалось имя самого выступающего. Он так же старательно прочитал его с экрана.
Вопросы. Сократический диалог
Опыт проведения программ обучения практическим навыкам показал, что самым сложным делом для начинающих юристов является постановка вопросов1. При этом затруднения возникают по поводу содержания вопроса (что спрашивать? о чем спрашивать?), формулировки вопроса (как спрашивать? как построить вопрос?), цели постановки вопроса (для чего спрашивать?).
|
|
Очевидно, что единственным способом овладения этим навыком является обучение через действие: спрашивайте! Можно без особых затруднений организовать тренинг по отработке навыка постановки вопросов даже без всяких ролевых игр. Для начала просто расспросите вашего друга, коллегу о проведенном дне, как будто вам понадобилось выяснить точную хронологию событий и их очевидцев (например, для установления его алиби). Или попробуйте, гуляя по городу, задавать друг другу вопросы о зданиях, ландшафте, как будто вам надо получить описание места происшествия. Или поиграйте в кубики, как американские студенты, о чем говорилось в начале главы.
В учебной аудитории или в тренинговой группе постановка вопросов часто является основным приемом работы. Преподаватель (инструктор) и участники все время задают друг другу вопросы. При индивидуальной или коллективной подготовке к занятиям есть возможность не только повторить материал, но и потренироваться в постановке вопросов. Готовность правильно сформулировать вопрос показывает высокий уровень владения материалом независимо от предмета. При этом можно поставить себя на место преподавателя и задать самому себе или коллеге вопросы "от имени преподавателя".
В юридических вузах и в программах повышения квалификации западных юристов особенно популярен такой метод, как "сократический диалог" ("сократов диалог", "сократический семинар", "метод Сократа"). Конечно, он отличается от диалогов, которые вел Сократ, неизменно приводивший собеседника к противоречию путем постановки закрытых вопросов, на которые собеседник был вынужден отвечать положительно. На занятиях обычно не ставится цель поймать кого-то в логическую ловушку. Смысл "сократического диалога" заключается в разработке це-
1 Очевидно значение этого навыка для деятельности юриста на разных стадиях работы. См.. например, гл. 5 "Интервьюирование клиента", гл. 9 "Допрос в суде", гл. 11 "Альтернативные способы разрешения споров".
почки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. При этом правила такого диалога предполагают, что один человек все время только задает вопросы, а другой только отвечает на них (ситуация, аналогичная допросу в суде).
В соответствии с целями "сократического диалога" вопросы разного типа обычно направлены на прояснение позиции собеседника по какой-то проблеме. Например:
• Как вы считаете, надо ли соглашаться с клиентом при опре
делении стратегии? Почему вы так считаете? (Вводные воп
росы.)
• Что вы имели в виду? Как вы можете по-другому сформули
ровать свою позицию? (Прямые уточняющие, проясняющие
вопросы.)
• Что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргу
менты вы можете привести в подтверждение своей позиции?
(Вопросы, вскрывающие аргументацию.)
• Не похоже ли будет тогда положение юриста на положение
врача, который без раздумий выписывает рецепт по просьбе
пациента? (Вопросы с использованием аналогий.)
• А что бы сказали по этому поводу сами клиенты? (Вопрос,
помогающий встать на другую точку зрения.)
• Не означает ли это, что юрист должен обеспечить уход от
ответственности за планируемое правонарушение? (Вопрос
с использованием псевдовыводов или крайних позиций.)
"Сократический диалог" приучает не просто грамотно задавать вопросы, но планировать ход диалога, составлять его алгоритм: предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последующих цепочек вопросов. Так появляется "дерево вопросов" (аналогичное "дереву решений").