Эта методика является одновременно и учебным, и рабочим инструментом юриста. Он работает с проблемными, нестабильными, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточности и недостоверности информации, но при этом с множеством вариантов поведения субъектов. На всех этапах работы юрист стоит перед необходимостью выбора оптимального варианта решения, действия, совета, формулировки и т.п. Построение "дерева
решений" - простой практический способ "взвесить" преимущества и недостатки различных вариантов.
Дерево решений для трех вариантов могло бы выглядеть следующим образом:
Проблема: | |||||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы |
Принципиально важно проанализировать и взвесить все имеющиеся варианты, причем с позиции не только сегодняшнего дня, но и краткосрочной и долгосрочной перспективы1. И на этапе предложения вариантов, и на этапе определения их плюсов и минусов можно провести мозговой штурм.
|
|
Мозговой штурм
Мозговой штурм - это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Как правило, мозговой штурм включает два этапа.
Цель первого этапа - предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому мозговой штурм очень эффективен в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.
Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос. Например, "Какие доказательства могут быть собраны по этому делу?", "Какие последствия влечет для нашего клиента заключение договора дарения?" и т.п. Важно также придерживаться правил мозгового штурма.
1 О практическом значении оценки вариантов при работе с клиентом см.. например, га. 6 "Консультирование".
кодекса профессиональной этики адвокатов?"' Все участники, подумав над вопросом, должны занять позицию, т.е. подойти к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:
В мозговом штурме велика роль ведущего. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если остальные участники неожиданно остановились). Но главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Записывать может сам ведущий или его помощник. Ведущий может просить участников повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять участников генерировать идеи.
|
|
Второй этап мозгового штурма - обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы участники даже делятся на две группы: на первом этапе - это генераторы идей, на втором этапе -аналитики. Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.
Займи позицию
Многие дискуссии становятся неконструктивными из-за того, что участники изначально не определили свою позицию по обсуждаемому вопросу. Метод "займи позицию" помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.
Обсуждение можно начать с постановки дискуссионного вопроса (т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы), например: "Вы за или против принятия
Можно вместо формулирования дискуссионного вопроса выступить с дискуссионным утверждением, например: "Необходимо принять кодекс профессиональной этики адвокатов", а затем также попросить участников занять позицию в соответствии со своим отношением к данному утверждению:
Заняв позиции, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме, уточняют свою позицию (например: "Я за принятие кодекса, но он должен носить рекомендательный характер") и приводят аргументы в поддержку своей позиции (например: "Я против принятия кодекса, так как это даст в руки государству опасный инструмент влияния на адвокатов"). Представители разных позиций выступают по очереди, при этом любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.
ПОПС-формула1
ПОПС-формула может помочь начинающим юристам аргументировать свою позицию в дискуссии, в публичном выступлении.
1 Идею такой формулы предложил профессор Дзйвид Маккойд-Мэйсон (Университет Натали ЮАР). В первоначальном английском варианте формула выглядит так: PRES-tbrmula (Position - Reason - Explanation or Example - Summary).
ПОПС-формулу используют для обучения тому, как сформулировать и представить свое мнение в четкой и краткой форме.
Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состоит из четырех элементов1:
П - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - я считаю, что...
О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в
поддержку вашей позиции) -... потому, что...
П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) -... например...
С - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к
принятию вашей позиции) - ••• поэтому...
В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложений, вы ясно заявляете и повторяете (в выводе) свою позицию, приводите только один аргумент, но он четко сформулирован и проиллюстрирован. При этом вы не рискуете впасть в пустословие или препирательство с оппонентом. Выступление с использованием ПОПС-формулы занимает одну-две минуты. Ее удобно использовать в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено. На практике не всегда достаточно сформулировать собственную позицию. Ведь юрист часто находится в ситуации противостояния и просто обязан принимать во внимание позицию противоположной стороны. Кроме того, юрист, как правило, представляет, защищает, выражает интересы других людей, позиция которых может отличаться от его собственной. Поэтому очень полезно взглянуть на проблему с разных сторон, глазами разных людей: "Если бы я был адвокатом ответчика, то...", "Если бы я был на месте судьи, то..." и т.п.
|
|