ГЛАВА III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В психологии сложились взгляды на профессиональное консультирование преимущественно, как на оказание психологической помощи человеку при выборе профессии и, в первую очередь, при выборе профессии выпускниками общеобразовательных школ. Однако в современных условиях нельзя сводить профессиональное консультирование только лишь к профориентационной работе. Ведь проблемы психологического плана возникают у человека не только на этапе выбора или смены профессии, но также и в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Вид консультирования, связанный с разрешением профессиональных психологических трудностей называют по-разному.
В западной психологии данный вид консультирования известен под несколькими названиями: профессиональная ориентация, консультирование в сфере занятости, профессиональное консультирование. В настоящее время утвердилось – карьерное консультирование, как более современное и отвечающее содержанию решаемых задач.
Браун и Брукс определяют карьерное консультирование как межличностный процесс, имеющий целью помочь индивидам в решении проблем развития их карьеры. Развитие карьеры включает в себя процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Развитие карьеры является процессом всей жизни, который динамически взаимодействует с другими сторонами жизни. Круг относящихся к карьере проблем включает в себя снятие неопределенности и нерешительности в выборе карьеры, рост эффективности деятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость, несоответствия человека и рабочей среды, а также проблему неадекватной или неудовлетворительной интеграции профессиональных и иных жизненных ролей [2].
В отечественной практике консультирования также используется несколько названий – деловое, профессиональное, профессионально-психологическое консультирование.
Деловое консультирование связано с решением людьми деловых проблем, к которым относятся вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п. [9].
Еще один подход определяет профессиональное консультирование как метод психологической помощи людям в выборе и перевыборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами [7].
Исходя из того, что профессиональное консультирование представляет собой совместную деятельность оптанта, специалиста, с одной стороны, и консультанта, с другой, а содержанием этой деятельности является проектирование профессионального пути в целом и разрешение частных профессионально-психологических затруднений в процессе профессиональной жизни человека, то можно определить профессионально-психологическое консультирование следующим образом.
Профессионально-психологическое консультирование -это вид психологическойпомощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность, профессиональное поведение, взаимодействие и общение [3].
Исходя из данного определения целесообразно выделить следующие направления профконсультационной работы:
- во-первых, профориентационное консультирование подростков, направленное на формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению и выработку личного профессионального плана;
- во-вторых, профессиональное консультирование безработных, направленное на оказание им психологической помощи в подборе нового места работы, выбора учебного заведения и освоения новой профессии;
- в-третьих, деловое консультирование, т.е. оказание психологической помощи специалисту или руководителю в процессе осуществления ими профессиональной деятельности от этапа профессиональной адаптации до выхода на пенсию, т.е. окончания профессиональной жизнедеятельности.
Профессиональное консультирование | ||||||||||
Профориентационное консультирование | Консультирование персонала организации (деловое профконсультирование) | Профконсультирование безработных | ||||||||
В современной психологической практике профессионально-психологическое консультирование выступает:
во-первых, как функция профессиональной деятельности – т.е. осуществляется менеджерами по работе с персоналом, организационными психологами, сотрудниками служб управления персоналом,
во-вторых, как вид профессиональной деятельности – например, работа профконсультанта в социальных службах, в центрах занятости населения, центрах профориентации молодежи и др.
Основной целью профессионально-психологического консультирования является оказание индивидуальной психологической помощи клиенту в выборе и эффективном осуществлении профессиональной деятельности.
Выделяют следующие типы задач профессионально-психологического консультирования.
1. Информационные задачи (сообщение сведений о рынке труда и возможностях профессионального обучения; условиях поступления и обучения в профессиональных учебных заведениях; особенностях профессий; возможностях профессиональной карьеры и т.д.).
2. Диагностические задачи (исследование и оценка индивидуальных особенностей человека; определение профессиональной пригодности консультируемого на основе его психологического изучения; изучение индивидуально-психологических особенностей клиента – способностей, склонностей, интересов, профессиональных мотивов, личностных и социально-психологических качеств и др.).
3. Задачи психологической поддержки (помощь в преодолении отрицательных эмоциональных состояний; изменение актуальных смысловых отношений и мотивационно-потребностной сферы в соответствии с требованиями профессиональной ситуации; побуждение личности к активности в разрешении профессиональных проблем; формирование адекватного отношения к профессиональной реальности, своему профессиональному опыту, формирование эффективных форм поведения).
4. Задачи профессионального самоопределения (помощь в выборе и принятии решения в профессиональном самоопределении; анализ и оценка внутренних ресурсов личности и соотнесение их с требованиями профессии; формирование личности как субъекта труда и профессионала).
5. Задачи психологической помощи (советы и рекомендации консультанта при подготовке личного профессионального плана оптанта; по проблемам профессионального взаимодействия; по проблемам саморегуляции в деловых отношениях; по проблемам межличностных отношений; по вопросам развития карьеры и т.п.).
Частные задачи профессионально-психологического консультирования:
- информирование клиента о профессиях и специальностях, их особенностях и путях получения профессионального образования;
- помощь клиенту в согласовании его способностей, склонностей, интересов и потребностей общества (организации) в целях выработки личного профессионального плана;
- выявление и активизация психологических ресурсов клиента в профессиональной деятельности;
- оказание помощи клиенту в процессе самоанализа, профессионального саморазвития, самореализации и самосохранения;
- оказание психологической помощи в разрешении конкретной профессионально-психологической проблемы, заявленной клиентом;
- информирование клиента о его психологических особенностях с целью их эффективного использования в организации своей профессиональной деятельности;
- выявление основных направлений дальнейшего профессионального развития личности клиента;
- оказание помощи клиенту в преодолении профессиональных кризисов и деструкций;
- коррекция дезадаптивного поведения личности в условиях выбора и осуществления профессиональной деятельности;
- повышение общей профессионально-психологической грамотности клиента и др.
Теоретическими основами проведения профессионально-психологических консультаций являются следующие положения:
- концепция системного анализа в психологии, определяющая особенности изучения профессионального опыта;
- представления о непрерывном процессе формирования и развития личности на протяжении жизненного пути;
- концепция сензитивных и кризисных периодов развития личности;
- понятие об адаптации человека к новой профессиональной и социальной среде;
- представление о важной роли референтных групп в профессиональной жизнедеятельности человека;
- социально-психологическая теория делового и межличностного общения;
- понятие о профессиональном самоопределении как процессе выбора профессии на основе анализа, оценки внутренних ресурсов личности и соотнесения их с требованиями профессии, а также последующего формирования оптанта как профессионала;
- понимание человека в профессиональной деятельности как «субъекта труда», т.е. индивида способного действовать осознанно, активно, целенаправленно на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей среды.
Теоретико-методологические основы и практика профконсультирования позволяет выделить основные принципы деятельности профконсультантов [3]:
- научность, заключающуюся в изучении сущности, закономерностей развития теории и практики профессионального консультирования с учетом психолого-педагогических, психофизиологических, медицинских, социально-экономических задач, решаемых в его процессе;
- гуманистическое отношение к личности консультируемого;
- понимание профессиональной консультации как совместной деятельности консультанта и оптанта, основу которой составляют субъект-субъектные отношения;
- ориентация на приоритетность интересов, потребностей личности по сравнению с запросами общества на специалистов высокой квалификации;
- активизация самостоятельности клиента в вопросах профессионального самоопределения;
- использование диагностического подхода с целью анализа и прогноза профессионального развития консультируемого;
- обучающий и формирующий характер профконсультационной деятельности;
- непрерывность повышения квалификации профконсультантов, их самосовершенствования и саморазвития.
Среди причин обращений клиентов к профконсультанту можно отметить самые разнообразные, что предполагает достаточно высокие требования к уровню подготовки профконсультанта. Наиболее распространенные причины:
- трудности, связанные с выбором профессии, несформированный личный профессиональный план;
- потеря места работы;
- проблемы с выбором профессионального учебного заведения;
- потребность в психологической поддержке;
- проблемы реализации профессиональной карьеры;
- профессиональные кризисы и стрессы;
- сложности отношений с руководителями, с подчиненными;
- конфликты в рабочих коллективах;
- снижение и утрата мотивации к профессиональной деятельности;
- трудности профессионального общения;
- неэффективные взаимоотношения с коллегами по работе;
- трудности профессиональной адаптации;
- проблемы делового и управленческого взаимодействия;
- сложности в организации собственной профессиональной деятельности и освоения эффективного стиля деятельности;
- проблемы психосаморегуляции;
- потребность в профессиографической информации.
Таким образом, проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением и развитием профессиональной карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.
В процессе проведения профессиональных консультаций, психологу приходится оказывать помощь клиенту в разрешении различных противоречий, возникающих в профессиональной жизнедеятельности клиента. В практике профконсультирования могут встретиться следующие противоречия [3, 7, 9, 20]:
- между потребностью общества в квалифицированных кадрах определенных профессий и личными интересами клиента;
- между профессиональным опытом и требованиями рынка труда;
- между способностями и уровнем притязаний в профессиональной сфере;
- между клиентом и его окружением;
- между действиями клиента и полученным результатом;
- между саморазвитием и самосохранением в профессиональной деятельности;
- между приобретениями и слишком высокой платой за них;
- между возможностями и уровнем профессиональных притязаний;
- между реальной и желаемой ситуацией;
- между социальными нормами и эталонами профессии и индивидуальными нормами и критериями;
- между специальной, социальной и личностной компетентностью;
- между компетентностью и компетенцией;
- между собственной оценкой и оценкой окружающих;
- между способностями клиента и стремлением к популярным и престижным профессиям и т.п.
Поводы для обращения за консультацией могут быть следующими:
1. Самостоятельное обращение клиента к психологу-консультанту. Данный вариант обращения за помощью является более эффективным и оптимальным для работы консультанта в связи с тем, что клиент осознает наличие возникшей проблемы и имеет высокую мотивацию для ее разрешения.
2. Приглашение на консультацию психологом по результатам динамического наблюдения. Этот способ организации профконсультирования обусловлен необходимостью профилактической работы психолога с различными группами риска и требует предварительного формирования мотивации к беседе с консультантом, снятию возможного напряжения и беспокойства.
3. Направление на консультацию родителями, администрацией. В данной случае консультант выступает в роли посредника и для успешного решения задач консультирования необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации у клиента, снятие негативных установок по отношению к предстоящей работе с психологом. При отсутствии мотивации у клиента проведение консультации нецелесообразно.
Исходя из причин и поводов обращения за консультацией, психолог-консультант определяет вид профессионально-психологического консультирования и соответствующие методические подходы для ее проведения.