Профессии данного типа связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.
Особенность этих профессий заключается в том, что главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми.А для этого надо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях. Чтобы добиться хороших результатов, выбирая профессии типа «человек — человек», необходимо обладать некоторыми важными качествами и способностями, основными из которых являются организаторские и коммуникативные. Коммуникативные способности личности обеспечивают ее общение и психологическую совместимость с другими людьми, помогают не теряться в новой обстановке, расширять круг своих знакомых, проявлять инициативу в общении, вносить оживление в коллектив. Организаторские способности помогают человеку смело принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу в общественных делах, нести ответственность за себя и других, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято окружающими.
|
|
Представителей профессий типа «человек — человек» можно встретить в различных сферах деятельности: образование (преподаватель, учитель, воспитатель); обслуживание (продавец, официант); медицина (врач, медицинская сестра, фельдшер), а также это профессии менеджера, следователя, инспектора по делам несовершеннолетних, переводчика, экскурсовода и многие другие.
Второй уровень составляют классы профессий и специальностей, разделяемых по признаку цели труда – результата, который требуется и ожидается от специалиста. Целью труда определяются профессиональные задачи.
1. Гностические профессии (от греч. «гнозис» - знание). Ведущие цели в данном классе профессий (специальностей) -распознать, определить, оценить, разобраться, проверить (корректор, эксперт, ревизор и др.).
2. Преобразующие профессии. Ведущие цели – преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить (инженер, животновод, менеджер, скульптор и т.д.).
3. Изыскательские профессии. Ведущие цели – изобрести, придумать, найти общий результат, образец, вариант (селекционер, конструктор, научный работник и др.).
На третьем уровне каждый из предыдущих классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных средств труда:
1. Профессии ручного труда. Примеры в классе гностических
профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер
слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе
преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь,
картограф, художник-живописец; в классе изыскательных профессий -
ручные средства здесь могут быть, по-видимому, только
вспомогательными, как, например, "карандаш - бумага" в руках
конструктора.
|
|
2. Профессии машинно-ручного труда. Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля и др.
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем - оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. Это профессии, основными средствами труда которых являются внутренние, психологические средства труда (мысленные схемы решения задач, разного рода мысленные эталоны - образцы результатов деятельности). Эти средства есть у представителя каждой профессии, но в некоторых случаях они являются главными и основными.
На четвертом уровне выделяются группы профессий по признаку условий труда:
1. Работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, "комнатному": лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.
2. Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду: агроном, монтажник стальных и железобетонных
конструкций, инспектор госавтоинспекции.
3. Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.): антеннщик-
мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за
жизнь, здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные
ценности: воспитатель детского сада, учитель, следователь.
Классифицируя такие сложные многопризнаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, доминирующие группы признаков, ведь каждая профессия может характеризоваться одновременно свойствами разных типов.