Введение. 1. 1 феномен отцовства в психологической науке

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ МУЖЧИНЫ-ОТЦА В СЕМЬЕ. 6

1.1 Феномен отцовства в психологической науке. 6

1.2 Отцовство как социальная роль и его формирование. 12

1.3 Роль отцовства на развитие личности детей. 18

Выводы по первой главе. 24

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛИ ОТЦА НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. 25

2.1 Организация и проведение эмпирического исследования. 25

2.2 Интерпретация результатов исследования. 28

Выводы по второй главе. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………38


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последнее время в научной литературе и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца в процессе воспитания и психологического развития личности детей в семье. Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной как хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей всем жизненно необходимым.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная семья, в которой отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция для детей, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий.

Изменения, связанные с ролью отцовстава в жизни семьи, наметились, начиная с 60-х годов XX века, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению жизненных стратегий и положения отцов в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца, то сегодня часто ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей берут на себя женщины и в психологических исследованиях семейных отношений особенное внимание всегда уделялось отношениям, которые складываются между ребенком и матерью, подробно освящались вопросы влияния матерей на психологической развитие детей в семье. Роль отца в этом процессе практически не изучалась несмотря на то, что изменения в социальных и психологических аспектах жизни семьи и участия в ней отца в современных семьях налицо.

Ю.В. Борисенко в своих научных работах обозначила «новый образ мужчины» [3.С.122], который как отмечают исследователи во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключаются в негативном отношении у мужчин к своей роли отца в семье, снижении его воспитательной функции и авторитета, постепенном отходе от традиционных функций материального обеспечения семьи. Многие исследователи отмечают также, что они все больше времени проводят вне семьи, эмоциональная близость отца с детьми остается символической, а их реальные взаимоотношения по большому счету осуществляются с помощью посредничества матери.

Таким образом, все более наглядным становится противоречие между возрастающей важностью и необходимостью изучения психологической роли мужчины-отца в семье и отсутствием глубоко разработанных аспектов данной проблемы.

Противоречие обусловливает проблему исследования: какова роль мужчины-отца в психологическом развитии детей в семье.

Объект исследования: личностные особенности отцов и их детей.

Предмет исследования: психологическая роль мужчины-отца в семье.

Цель исследования: изучить влияние отношения к роли отца у мужчин в семье на развитие личностных особенностей детей (уровень явной тревожности и самооценки).

Гипотеза исследования: отношение мужчин к отцовской роли влияет на развитие личностных особенностей (тревожности и самооценки) у их детей в семье.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ проблемы психологической роли мужчины-отца в семье;

2) провести эмпирическое исследование личностно-психологических особенностей отцов и их детей;

3) сделать выводы и обобщения.

Теоретико-методологической базой исследования послужили научные положения в области семейной психологии Л.И. Божович, Ю.В. Борисенко, Л.Я Гозмана, М.Ю. Григорьевой, Ю.В. Евсеенковой, Б.И. Кочубея.

Методы исследования:

- изучение научной психолого-педагогической литературы в области семейной психологии;

- тестирование;

Методики исследования:

1) тест «Сознательное родительство», разработанный Р.В. Овчаровой [22.C.235];

2) опросник «Шкала явной тревожности CMAS», адаптация А.М. Прихожан [26.C.78];

3) тест «Лесенка» (автор В.Н. Соколова) [27.C.235].

База исследования: МБДОУ «Д/с «Рябинка» пос. ж/д ст. Калейкино.

Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, 20 отцов данных детей в возрасте от 26 до 30 лет. Всего 40 человек.

Теоретическая значимость: изучены теоретические положения по проблеме отцовства, обобщены имеющиеся научные данные формировании роли отца и влиянии отношения к роле мужчины-отца на психологические особенности личности детей в семье.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности автора при оказании психологической помощи семьям, для проведения необходимой коррекционной работы с детьми, а также для дальнейшего исследования проблемы психологической роли мужчины-отца в семье.

Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы из 30 источников и 6 приложений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: