Происходящие события 1,0

а) «завязка» конфликта — события и действия участников

с началом противодействия ' 0,96

б) развитие конфликтного взаимодействия:

— серия последовательных действий 0,89

— аффективные переживания и проявления участников 0,43

Результат, «исход» конфликта 0,89

а) совершенные действия 0,67

б) изменение отношений 0,42

в) психологические последствия 0,27

Место действия 0,75

а) социальный контекст 0,61

б) физический контекст 0,60

Время действия ______________________________________ 0,19 ___________________

Социальный контекст представлен либо лицами, оказывающимися косвенными/невольными участниками ситуации (к ним обращаются, они оказываются свидетелями), либо реакцией окружения на происходящие события (отношение коллектива, других родственников и т. д.).

Время действия обычно специально не отмечается, но может косвенно указы­ваться, если оно как-то связано с происходящим («по случаю 8 марта в детском саду устраивали концерты для родителей»).

Результат конфликта, его «исход» (в подавляющем большинстве случаев приво­димый в конце перечня характеристик) описывается а) в виде совершенных в ре­зультате конфликтной ситуации действий ее участников («в результате учительни­ца перешла на работу в другую школу»); б) в виде последствий для взаимоотноше­ний участников («с тех пор их отношения носят сугубо официальный характер»); в) в виде психологических последствий для одного или обоих участников конфлик­та («медсестра долго переживала эту ситуацию», «из-за этого конфликта авторитет руководителя в коллективе снизился»). С точки зрения тех, кто описывал ситуа­цию, конфликт должен иметь какой-то «конец»: в случае незавершенности конф­ликтной ситуации это, как правило, отмечается специально («этот конфликт так ничем и не кончился», «конфликт не был завершен»).

Из этих основных характеристик конфликта и состоит, по результатам прове­денного исследования, его прототип. Перечень характеристик конфликта приведен

Рис. 5-1. Пример типовой модели этнической ситуации в памяти (ван Дейк, 1989)

В табл. 5-1 с указанием удельного веса каждой хариктеристики, определявшегося па основе частоты ее появления в общем перечне.

Подтверждением полученного нами результата явилось его сходство с анализом структуры этнической конфликтной ситуации, предпринятым Т. ван Дейком. Его анализ конкретных текстов, рассказов о событиях показал, что в них в качестве инвариантных присутствуют такие элементы социальных ситуаций, как Время, Место, Окружение, Условия, Участники (в различных ролях), События или Дей­ствия с их возможной оценкой (ван Дейк, 1989). Ван Дейк иллюстрирует представ­ление о типовой модели конфликта на примере анализа этнической ситуации в виде следующей структуры (рис. 5-1). Специфической особенностью моделей этничес­ких ситуаций, по мнению автора, является присутствие такого структурного пара­метра, как оппозиция «Мы — Они» (или «свой — чужой»), которая, в свою очередь определяет оценку ситуации, «точку зрения» ее участников. (Ван Дейк в качестве примера приводит начало одного из рассказов своих респондентов: «Нам надо было встать рано утром, а ТЕ готовы были веселиться хоть всю ночь».) Модель, представ­ленная на рисунке, отражает такую «пристрастную» информацию: Мы — «положи­тельные, вежливые, всегда помогающие, терпимые»; Они — «иностранцы» — «от­рицательные, опасные, доставляющие беспокойство и т. д.»; Мы — «положительное действие», Они — «отрицательное действие» и т. д.

Таким образом, основные элементы конфликта и в оценке специалистов, и в оцен­ке «простого человека» во многом совпадают — это участники конфликта, его кон­текст (внешняя ситуация), «начало» конфликта (исходное событие), процесс конф­ликтного взаимодействия и его исход (результат).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: