Роль внутренних противоречий в личностном и профессиональном развитии

Веер направлений изучения движущих сил развития в отечественной и зарубежной психологии чрезвычайно широк. При всем их многообразии, как справедливо отмечает Л. И. Анцыферова (1974), большинство научных поисков в психоло­гии основано на двух методологических предпосылках: на принципе стремления к равновесию и принципе стремления к напряжению. Взаимодополняя друг друга, эти подходы дают широкие возможности для более полного представления о раз­витии личности.

Общей стратегией в поиске механизмов и движущих сил развития личности можно назвать выделение принципа само­развития личности, основанного на диалектическом подходе. Данная научная традиция восходит к Аристотелю, Т. Гоббсу, Г. Гегелю, К. Марксу. Как писал Г. Гегель, «противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности; лишь по­скольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движет­ся, обладает импульсом и деятельностью». Для этой стратегии характерно выделение положения об источнике саморазвития личности в самом процессе развития и о противоречиях как движущей силе развития.

Категория внутреннего противоречия и ее анализ получили достаточно широкое отражение в психологической литерату­ре. В этих работах неоднократно отмечалось, что «движение» личности обеспечивается разрешением не только социально обусловленных, но и «локализованных» в ее внутреннем мире противоречий. Причем основой развития личности всегда бу­дут внутренние противоречия, а внешние условия могут стать лишь причиной изменений.

Разработка проблемы внутренних противоречий тесно свя­зана с исследованиями внутренних конфликтов и кризисов личности в отечественной и зарубежной психологии.

Обозначая границы между понятиями внутриличностных противоречий и конфликтов, психологи, как правило, кон­фликт относят к стадии обострения противоречий. Между тем остается существенное разногласие по поводу признания внутреннего конфликта как закономерного явления при здо­ровом функционировании личности.

Несмотря на обозначение одним термином, конфликты при нормальном и аномальном развитии личности описыва­ются как разные по сути, но похожие по внешним признакам явления. По глубокому убеждению Б. В. Зейгарник и Б. С. Братуся, внутренние конфликты в жизни здоровой личности и конфликты невротика могут быть похожи своими проявлени­ями, но происхождение их различно.

Анализ теоретических подходов позволил определить внутриличностное противоречие как субъективно переживае­мое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притя­заний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе развития. Влияя на развитие, внутреннее противоречие само движется, развивается. Одним из этапов этого развития явля­ется конфликт. Невротические реакции, сопровождающие внутренний конфликт здорового человека, в отличие от невро­за как устойчивой характеристики личности, проявятся толь­ко ситуативно.

Дальнейший ход становления личности будет зависеть от ее способности к преодолению конфликтной стадии. Есте­ственно, что в рамках нашего исследования мы ставим задачу изучения не только наличия или отсутствия данных явлений как признаков нормального функционирования личности, но и тех личностных особенностей, которые будут способство­вать конструктивному разрешению сложившейся критичес­кой ситуации.

Логика развития внутриличностных противоречий рас­сматривалась неоднократно. Психологический анализ отече­ственных и зарубежных исследований позволил нам предста­вить динамику внутренних противоречий следующим обра­зом (рис. 4.4).

На рис. 4.4 можно видеть, что внутренний конфликт твор­ческой личности и невротика порождается стремлением к со­вершенству. В обоих случаях есть выбор настолько высокого образца, что по сравнению с ним имеющиеся достижения ка­жутся незначительными. Но в первом случае конфликт разре­шается в деятельности (учеба, самовоспитание). Этот кон­фликт разворачивается на основе сильного Я, которое может ставить себе новые задачи. При слабом Я невротическая ре­флексия остается на уровне пассивного самосозерцания, вы­рождается, по словам Г. Гегеля, в «самодовольное нянчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями»

Во втором случае внутренний конфликт не может служить стартовой площадкой для его преодоления, становясь сред­ством самооправдания, отказа от деятельности.

Что же следует считать адекватным разрешением кон­фликтной ситуации?

Завершающий этап развития внутриличностных противо­речий — рождение новых отношений к миру, новых требова­ний к себе и другим, новых повседневных действий и привы­чек. Конструктивное разрешение «означает новый этап разви­тия личности, который в нормальном, поступательном движении этого развития поднимает человека еще на одну сту­пень, приближая к идеалу полного раскрытия человеческой сущности...».

В результате реакции преодоления самого острого уровня противоречия (конфликта) личность перейдет на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться во внут­ренний опыт, который будет регулировать последующую про­грамму развития этой личности. Каков бы ни был исход про­тиворечивого столкновения элементов самосознания, в любом случае выбранные «способы разрешения выражают качество развития личности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: