Дополнительные материалы для выполнения задания 3

Третья научная революция в конце XІX – начале ХХ вв. дала начало новому этапу науки, для которого характерен отказ от онтологизма и признание относительности истины, когда допускается возможность существования нескольких теоретических описаний одной и той же реальности. Межнаучная интеграция при осуществлении любых педагогических исследований основана на важном положении, детерминирующем рассмотрение человека не только как биологического и социального существа, но и как субъекта многих культур (В.С. Библер). Междисциплинарный (межнаучный) подход известен в науковедении уже достаточно давно. Г.М. Добров выделяет три типа межнаучного взаимодействия: воздействие одной из наук на традиционный объект исследования другой науки; изучение одного и того же объекта разными науками; изучение опыта науки методами и средствами другой науки. Иные основания типов межнаучного взаимодействия предлагает С.Ю. Семенов. В первом случае между науками складываются отношения онтологического соподчинения, которые характеризуются предметной редукцией, когда знания из более развитой научной дисциплины используются в другой, выполняя при этом методологическую функцию. Как отмечают многие исследователи (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.), для решения проблем образования этот тип отношений не подходит, так как выведение законов педагогической науки из законов философии, психологии нельзя признать эффективным. Второй тип определен Семеновым С.Ю. как методологическая зависимость. В этом случае в рамках одной науки воспроизводятся схемы и нормы научного познания, принятые в другой. Третий тип отношений – это отношения научно-практического взаимообоснования, когда знания разных наук, дополняя друг друга, практически оправдывают и аксиологически обосновывают предметную специфику каждой из наук. Именно третий тип отношений считается наиболее продуктивным в педагогической науке. Помимо междисциплинарных исследований, где всегда есть главная и подчиненная дисциплина, различают полидисциплинарные или мультидисциплинарные подходы, при использовании которых данные различных наук сводятся в единую картину.

Тема 4 Научный аппарат исследования

Вопросы для обсуждения:

  1. Актуальные направления научных исследований и современные требования к актуальности диссертации.
  2. Противоречия исследования.
  3. Правила формулировки проблемы исследования.
  4. Определения объекта и предмета исследования.
  5. Формулировка цели и задач исследования.
  6. Обоснование практической значимости исследования.

Задания:

1. Используя план анализа статьи, проведите анализ одной из статей по теме вашего исследования, лучше выбрать статью из списка изданий, рекомендованных ВАК.

  • Выпишите ключевые слова, представленные в тексте, для незнакомых слов дайте определение из словарей.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какую проблему автор рассматривает в статье?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как автор доказывает ее актуальность?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что предлагает автор для решения проблемы?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как он доказывает правильность выбранного решения

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Предложите свои пути решения проблемы и возможные социокультурные последствия такого решения?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какая информация в статье полезна для вашей работы?

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: