Проблема исследования часто употребляется как синоним и практической задачи, как нечто неизвестное в науке, требующее новых знаний о действительности. Проблема исследования демонстрирует невозможность разрешить трудности и противоречия, недостаточность имеющихся опыта и знаний, наличие неизвестного в науке, направленность на поиск объективно новых знаний.
Необходимость решения проблемы обусловливает тему исследования. Перед формулировкой темы нужно определить направление. Направление формируется вокруг объекта исследования, того поля, которое изучается. Что вам интересно, какую проблему вы хотели бы изучать? Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Выбрать тему из возможных направлений поможет: обращение к каталогу уже защищенных диссертаций; изучение концепций смежных областей знаний; изучение зарубежного опыта, просмотр научной периодики, журналов, в которых отражаются наиболее современные направления и темы исследований. Проблема в научном аппарате ставится после обоснования актуальности темы.
Цель исследования – идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности. В диссертации это обобщенный результат, который мы должны получить. В педагогических исследованиях цели могут состоять: в разработке и апробации педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических условий; основ (развития личности, эффективности процесса); обосновании содержания, форм, методов и методик; проектировании средств; разработке требований, критериев и др. Цель исследования вытекает из темы, а задачи ставятся в соответствии с целью. Обычно задачи формулируются так, чтобы из них складывались заголовки и содержание глав научной или учебно-исследовательской работы. Количество задач в магистерской диссертации не должно быть большим, достаточно четырех, пяти. Формулируются задачи путем перечисления, при этом используются такие слова, как: «изучить», «описать», установить», «выяснить», «проанализировать», «разработать», «выявить» и т. п.
В формулировке задач необходимо предусмотреть, чтобы одни задачи не являлись составной частью других или более высокими, в сравнении с другими. В исследовательских работах научного и учебного характера часто ставятся следующие задачи, они представлены в таблице 13..
Таблица 13
Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулировки
Класс задач и его отличительные особенности | Глаголы, с которых начинаются формулировка задач | Пример |
Задачи, связанные с изучением теории вопроса | Изучить (проблему), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность), обобщить, проанализировать, выявить, описать и т. п. | «Провести феноменологический анализ понятия» |
Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования | Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п. | «Описать опыт использования теории (методики) структурного анализа текста» |
Задачи, связанные с созиданием новых теорий, идей, учений, преобразованием предмета исследования | Усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить подготовить, создать, разработать, сформулировать, определить, выработать и т. п. | «Разработать классификацию методов» |
Задачи, связанные с проведением эксперимента и доказательством гипотезы | Проверить (экспериментально), установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) | «Выполнить экспериментальную проверку предлагаемого способа» |
Задачи, связанные с разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования | Разработать (программу), составить (рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п. | «Составить рекомендации по применению полученных закономерностей в практической деятельности» |
Прочие задачи по созданию, разработке, изучению чего-то нового | Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п. | «Разработать методику оценки» |
Примеры формулировки научного аппарата исследования.
- Проблема которого заключается в необходимости изучения структуры педагогики и отсутствии подхода к проведению такого исследования. Поэтому необходима разработка концепции методологического подхода к анализу современной педагогики
- Цель исследования – разработать и обосновать методологический подход к исследованию структуры педагогики (Вершинина Н.А. Методология исследования структуры педагогики: автореф дис. д–ра пед. наук СПб. – 2009.).
· Проблема исследования состоит в обосновании педагогических условий эффективного формирования навыков делового общения при обучении иностранному языку студентов гуманитарных факультетов вуза.
· Цель исследования: разработать и практически реализовать педагогические условия формирования культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования (Игнатенко И.И.Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования: автореф. дис. д–ра пед. наук, Москва. – 2012.).
4. Изучите дополнительные материалы и напишите эссе «Зачем нужна гипотеза?».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________