Дополнительные материалы для выполнения задания 3. Проблема исследования часто употребляется как синоним и практической задачи, как нечто неизвестное в науке

Проблема исследования часто употребляется как синоним и практической задачи, как нечто неизвестное в науке, требующее новых знаний о действительности. Проблема исследования демонстрирует невозможность разрешить трудности и противоречия, недостаточность имеющихся опыта и знаний, наличие неизвестного в науке, направленность на поиск объективно новых знаний.

Необходимость решения проблемы обусловливает тему исследования. Перед формулировкой темы нужно определить направление. Направление формируется вокруг объекта исследования, того поля, которое изучается. Что вам интересно, какую проблему вы хотели бы изучать? Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Выбрать тему из возможных направлений поможет: обращение к каталогу уже защищенных диссертаций; изучение концепций смежных областей знаний; изучение зарубежного опыта, просмотр научной периодики, журналов, в которых отражаются наиболее современные направления и темы исследований. Проблема в научном аппарате ставится после обоснования актуальности темы.

Цель исследования – идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности. В диссертации это обобщенный результат, который мы должны получить. В педагогических исследованиях цели могут состоять: в разработке и апробации педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических условий; основ (развития личности, эффективности процесса); обосновании содержания, форм, методов и методик; проектировании средств; разработке требований, критериев и др. Цель исследования вытекает из темы, а задачи ставятся в соответствии с целью. Обычно задачи формулиру­ются так, чтобы из них складывались заголовки и содержание глав научной или учебно-исследовательской работы. Количество задач в магистерской диссертации не должно быть большим, достаточно четырех, пяти. Формулируются задачи путем перечисле­ния, при этом используются такие слова, как: «изучить», «описать», установить», «выяснить», «проанализировать», «разработать», «выявить» и т. п.

В формулировке задач необходимо предусмотреть, чтобы одни задачи не яв­лялись составной частью других или более высокими, в сравнении с другими. В ис­следовательских работах научного и учебного характера часто ставятся следующие задачи, они представлены в таблице 13..

Таблица 13

Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяе­мых для их формулировки

Класс задач и его отличительные особенности Глаголы, с которых начинаются формулировка задач Пример
Задачи, связан­ные с изучением теории вопроса Изучить (проблему), дать обосно­вание (подхода), раскрыть (сущ­ность), обобщить, проанализиро­вать, выявить, описать и т. п. «Провести феноменологический анализ понятия»
Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п. «Описать опыт использования теории (методики) струк­турного анализа текста»
Задачи, связан­ные с созиданием новых теорий, идей, учений, преобразованием предмета иссле­дования Усовершенствовать, классифици­ровать, систематизировать, обоб­щить, выявить подготовить, соз­дать, разработать, сформулиро­вать, определить, выработать и т. п. «Разработать классификацию методов»
Задачи, связан­ные с проведением эксперимента и доказательством гипотезы Проверить (экспериментально), установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) «Выполнить экспериментальную про­верку предлагаемого способа»
Задачи, связан­ные с разработкой рекомендательных материалов на основе результа­тов исследования Разработать (программу), соста­вить (рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наме­тить и т. п. «Составить рекомендации по применению полученных закономерностей в практической деятельности»
Прочие задачи по созданию, раз­работке, изучению чего-то нового Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п. «Разработать мето­дику оценки»

Примеры формулировки научного аппарата исследования.

  • Проблема которого заключается в необходимости изучения структуры педагогики и отсутствии подхода к проведению такого исследования. Поэтому необходима разработка концепции методологического подхода к анализу современной педагогики
  • Цель исследования – разработать и обосновать методологический подход к исследованию структуры педагогики (Вершинина Н.А. Методология исследования структуры педагогики: автореф дис. д–ра пед. наук СПб. – 2009.).

· Проблема исследования состоит в обосновании педагогических условий эффективного формирования навыков делового общения при обучении иностранному языку студентов гуманитарных факультетов вуза.

· Цель исследования: разработать и практически реализовать педагогические условия формирования культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования (Игнатенко И.И.Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования: автореф. дис. д–ра пед. наук, Москва. – 2012.).

4. Изучите дополнительные материалы и напишите эссе «Зачем нужна гипотеза?».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: