Что видят дети с различной остротой зрения?

Частичнозрячие дети с остротой зрения 0,005-0,01 с коррекцией на лучшевидящем глазу на близком расстоянии (0,5-1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире окружающих его предметов.

Частичнозрячие дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 с коррекцией на лучшевидящем глазу, по выражению зарубежных тифлопедагогов, имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстоянии 3–4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий. В специально созданных условиях (дополнительное освещение, уменьшение расстояния до текста и пр.) частичнозрячие, имеющие остроту зрения 0,02 на лучшевидящем глазу, могут читать плоский шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации. Дети с остротой зрения 0,03-0,04 стремятся широко использовать зрение для чтения и письма, чем могут спровоцировать зрительное утомление, отрицательно сказывающееся на состоянии их зрительных функций. Следует помнить, что для частичнозрячих детей, несмотря на имеющееся у них остаточное зрение, основным источником познания является осязание. Его совместное использование с остаточным зрением весьма значительно расширяет и обогащает возможности чувственного познания мира частичнозрячими детьми.

При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучшевидящем глазу (глубокое слабовидение) ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения. У этих детей зрение остается ведущим в чувственном познании окружающего мира.

Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет слабовидящему ребенку с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников и тетрадей, специального оборудования и пр.). Такие дети могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдать окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения. Только для чтения и письма, восприятия картин, схем и другой зрительной информации многим из них требуется больше времени и специально созданные условия.

Более 70% частичнозрячих и 35% слабовидящих учащихся имеют нарушение цветового зрения, проявляющееся в виде цветослабости или цветослепоты. Цветослепота может быть полной (ахромазия), тогда ребенок видит весь мир как в черно-белом кино. Цветослепота может быть избирательной, т.е. на один из каких-либо цветов. У частичнозрячих и слабовидящих чаще всего нарушается ощущение красного и зеленого цветов. В первом случае красный, например, приравнивается ребенком к зеленому и определяется как «какой-то зеленый», светло-красный – как «какой-то светло-серый» и даже «светло-зеленый». Ребенок с цветослепотой на зеленый определяет темно-зеленый как «какой-то темно-красный», светло-зеленый – «какой-то похожий на светло-красный» или «светло-серый».

В отдельных случаях нарушение цветового зрения ограничивается цветослабостью – ослаблением чувствительности к какому-либо цветовому тону. В данном случае хорошо различаются светлые и достаточно насыщенные, яркие цвета, плохо различаются – темные цвета или светлые, но слабонасыщенные, неяркие.

Очень часто у частичнозрячих и слабовидящих цветослабость может быть сразу на несколько цветов: например, на красный и зеленый. Возможен вариант сочетания цветослепоты и цветослабости у одного и того же ребенка. Например, у ребенка цветослепота на красный и цветослабость на зеленый, т.е. он не различает красных тонов и вместе с тем у него ослаблена чувствительность к зеленому цвету. У некоторых детей состояние цветового зрения на одном глазу отличается от состояния зрения на другом глазу.

Но даже среди детей с тяжелыми глазными заболеваниями лишь незначительное их число имеет полную цветослепоту, т.е. не различает цветов вообще. На уровне очень низкой остроты зрения (0,005 и ниже) у ребенка может сохраняться ощущение желтого и синего цветов. Надо научить его использовать это цветоощущение: например, синее пятно (клумба с цветами лаванды или васильков) – сигнал к тому, что именно здесь надо повернуть к корпусу, где находится спортивный зал; желтое пятно на пути его следования домой – это остановка автобуса и пр. Практика обучения и воспитания детей с тяжелыми глазными заболеваниями показала, что способность различать цвета в определенных случаях может развиваться. Большую роль в этом играют специальные упражнения в цветоразличении, дидактические игры, связанные с различением основных цветов и их оттенков, выполнение красочных рисунков.

Исследование светоощущения ребенка имеет огромное практическое значение. Оно отражает функциональное состояние зрительного анализатора, характеризует возможность ориентации в условиях пониженной освещенности. Лица, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. Расстройство темновой адаптации, приводящее к нарушению ориентации в условиях пониженного сумеречного освещения, называют гемералопией или «куриной слепотой». Различают гемералопию функциональную, развивающуюся в результате недостатка витамина А, и симптоматическую, связанную с поражением светочувствительного слоя сетчатой оболочки, что является одним из симптомов заболеваний сетчатки и зрительного нерва.

Значительное число частичнозрячих и слабовидящих детей медленно привыкает, т.е. адаптируется, к изменениям освещенности. Им трудно дается адаптация к более низкой освещенности, например, при переходе из светлого класса в менее освещенный коридор. В такой ситуации они дольше, чем люди с нормальным зрением, остаются дезадаптированными и из-за этого плохо различают очертания, контуры окружающих предметов. В этом случае специалисты говорят о нарушении темновой адаптации, которая дает нам возможность видеть при переходе в режим слабого освещения или темноты. Отдельные частичнозрячие и слабовидящие испытывают более значительные трудности привыкании, чем нормально видящие, к нормальному и более сильному освещению. Это дает основание считать, что у них нарушена световая адаптация, которая обеспечивает возможность зрительного восприятия в условиях нормальной и высокой освещенности.

Следует создать условия, непровоцирующие состояние световой или темновой дезадаптированности ребенка. Для этого не надо выключать общий свет даже тогда, когда он работает с настольной лампой; не следует допускать очень резких различий в освещенности помещений (например, светлая комната и темный коридор); необходимо иметь шторы (желательно зеленых тонов), а лучше жалюзи, чтобы уберечь ребенка от дезадаптации солнечным светом, бьющим в глаза, и солнечных бликов на его рабочем месте. Детей со светобоязнью не следует сажать у окна.

К чему приводит нарушение поля зрения? В первую очередь к нарушению зрительного отражения пространства: оно либо сужается, либо деформируется. При тяжелом нарушении поля зрения не может быть симультанного одномоментного зрительного восприятия пространства, видимого при нормальном зрении. Сначала ребенок рассматривает его по частям, а затем в результате контрольного общего обзора воссоединяет рассмотренное по частям в единое целое. Конечно, это значительно влияет на скорость и точность восприятия, особенно в дошкольном возрасте, пока ребенок ни приобретет зрительную сноровку, т.е. умение рационально использовать возможности своего нарушенного зрения.

Следует знать, что независимо от остроты зрения при сужении поля зрения до 5-10˚, ребенок относится к категории слепых, а при сужении поля зрения до 30˚ – к категории слабовидящих.

Нарушения поля зрения различаются не только по величине, но и по месту их расположения в пространстве, ограниченном показателями нормального поля зрения. Чаще всего встречается следующие виды нарушений поля зрения:

- концентрическое сужение поля зрения, идущее от периферии к центру по всем направлениям. При прогрессировании заболевания поле зрения может постепенно сужаться, образуя большую кольцевую скотому, и стать чрезмерно узким (трубчатым, до 3-5º и менее). Этим детям рекомендуется предъявлять изображения небольшого углового размера (1-3º), чтобы локализовать их в центральной области поля зрения. Необходимо развивать у этих детей глазодвигательную функцию, учить их быстро прослеживать движения объектов, развивать ориентировочно-исследовательскую активность с опорой на движение глаз и головы. Но следует учитывать, что плохо скоординированные движения глаз и головы могут разрушать зрительный образ, разрывать, «кадрировать» восприятие, т.е. нарушать его временную симультанность (одномоментность восприятия).

- выпадение отдельных участков внутри поля зрения (скотомы);

- выпадение половины поля зрения по вертикали или по горизонтали.

Когда периферические и парацентральные (близко лежащие к центру сетчатки) зоны поля зрения остаются относительно сохранными, рекомендуется использовать изображения больших размеров (5-10º) с усиленным черно-белым контрастом. Использование хроматического материала в данном случае ограничено, т.к. цветоразличение является функцией центрального зрения. Время предъявления изображений должно быть существенно увеличено, так как временная разрешающая способность парацентральных и периферических зон значительно ниже, чем центральных. Крайним вариантом этого типа зрительного дефекта является наличие больших центральной и парацентральной скотом при относительно сохранной периферии поля зрения. Этим детям рекомендуется предъявлять большие черно-белые изображения с угловыми размерами (5-10 º).

Причина нарушения бинокулярного зрения может состоять в том, что рефракция (способность глаза преломлять световые лучи) обоих глаз различна: при относительно четком изображении, получаемом благодаря одному глазу, изображение от другого глаза весьма размытое. В связи с этим хуже видящий глаз периодически выключается из зрительного акта. Если один глаз не используется достаточно долго, развивается амблиопия, т.е. снижение остроты зрения без видимой паталогоанатомической основы. В некоторых случаях амблиопия может быть даже врожденной. При этом она отмечается на обоих глазах. Она возникает при патологии зрительно-нервного аппарата органа зрения вследствие различных внутриутробных патологических процессов, от которых порой может не остаться видимых следов. Также причиной амблиопии может быть следующая ситуация: при гиперметропии (дальнозоркости) в процессе рассматривания близких предметов происходит неправильный перекрест зрительных осей, и поэтому все предметы ребенок видит двоящимися, из-за чего испытывает неприятные ощущения. Чтобы избежать диплопии (двоения), он будет использовать глаза поочередно или предпочтет один глаз, подавляя изображение от другого глаза. А это также ведет к развитию амблиопии.

Особо обращается внимание на детей с анормальным нистагмом (неконтролируемые движения глаз). У них, как правило, затруднены такие функции, как фиксация взгляда на объекте и прослеживание его движения.

В зависимости от клинико-патофизиологической характеристики органа зрения дети делятся на следующие группы:

1. Группа детей с преимущественно функциональными заболеваниями зрительно-нервного аппарата: при этом у них острота зрения – 0,2-0,3; поле зрения, цветоразличение, пространственная и временная разрешающая способность зрения (разрешающая способность в пространстве и во времени обеспечивает различение размеров, опознание формы объектов в их пространственном расположении и временной последовательности) близки к норме.

2. Группа слабовидящих детей, у которых имеются существенные органические повреждения сетчатки глаза и зрительного нерва; острота зрения 0,05-0,15; поле зрения, цветоразличение, пространственная и временная разрешающая способность нарушены.

3. Группа детей с остротой зрения 0,05 и выше, которые по особым медицинским показаниям должны обучаться чтению и письму по Брайлю.

4. Частичновидящие дети с остротой зрения 0,02-0,04, относящиеся к группе слепых.

Внутри каждой из выделенных групп дальнейшая дифференциация детей для коррекционных занятий проводится с учетом данных психолого-педагогического обследования.

Субъективные тесты требуют активного и точно определенного участия ребенка. Результат тестирования в значительной степени зависит от способности ребенка понять указания и выполнить задание, поэтому их начинают использовать с 2,5-3 лет. Описание субъективных тестов дано в таблице 1.

При обследовании с помощью данных тестов обращается внимание на:

- понимание инструкции и возможность выполнения задания;

- условия предъявления;

- стратегия восприятия (направление обзора: тенденция работы слева направо или справа налево, хаотично или последовательно);

- виды стратегии деятельности:

хаотическая, т.е. не имеющая цели;

манипулятивная деятельность (без учета результативности своих собственных попыток);

метод «проб и ошибок» – действия с учетом проведенных проб и полученных ошибок;

целенаправленное выполнение задания без зрительно-пространственной оценки и предварительной программы;

выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца;

- характер ошибок и их исправление;

- принятие помощи и ее объем.

При обследовании умений восприятия сюжетной картины и последовательного ряда картинок, объединенных единым сюжетом обращается внимание на:

– умение восприятия картины в соответствии с ее композиционными планами;

– возможность установления причинно-следственных и временных связей;

– полнота понимания смысла, наличие фрагментарности (как в описании картины, так и в рассказе по картине);

– умение построить самостоятельный связный рассказ с выделением основной мысли.



Таблица 1

Программа психолого-педагогического обследования

уровня развития зрительного восприятия

№ п/п Исследуемые параметры Задание
  Соотнесение предметов по цвету. Перед ребенком раскладываются цветные квадраты (10 х 10 см) и даются цветные фигуры: «Положи фигурку на квадрат такого же цвета».
  Узнавание и называние цвета: - красный; - синий; - желтый; - зеленый; - оранжевый; - фиолетовый; - белый; - черный; - голубой; - коричневый. Перед ребенком раскладываются цветные фигуры: «Покажи синюю (красную, …) фигурку».
  Соотнесение заданного цвета с цветностью предметов окружающего пространства и на изображениях. Перед ребенком выкладывается по одному цветному квадрату (10 х 10 см) и предлагается показать предметы такого же цвета в окружающем его пространстве или на картинках.
  Построение цветового ряда по светлоте: - из 3-х оттенков; - из 5-6-ти оттенков; - из 7-8-ми оттенков. 1. Ребенку предлагается разложить кружочки по в образцу. 2. Ребенку предлагается разложить кружочки от самого тёмного к самому светлому.
  Показ и называние предметов, цвет которых является постоянным признаком. Ребенку предъявляют цветовой эталон и просят показать или назвать предмет, который бывает всегда только такого цвета.
  Соотнесение предметов по величине. 1. Подобрать пару фигуре по величине из предлагаемых. 2. Ребенку предлагается из 3-х (5-ти, 7-ми) фигур одинаковой формы найти две одинаковых фигуры по величине.
  Зрительное узнавание и называние формы: - квадрат; - треугольник; - круг; - прямоугольник; - овал; - трапеция; - ромб. Перед ребенком по одной выкладывают геометрические фигуры и предлагают назвать их.
  Различение форм одного и того же вида, отличающихся отдельными свойствами. Ребенку предлагается две группы фигур, среди которых он должен найти одинаковые по форме (овал и круг, квадрат и прямоугольник, прямоугольник и трапецию, ромб и прямоугольник). Одинаковые по форме фигуры отличаются цветом и величиной.
  Соотнесение фигур, объемных тел, воспринимаемых осязательно, с визуально заданным образцом. Перед ребенком на столе по одному выкладываются предметы (маленький мячик, кубик, конус и пр.). В руки ребенку дается холщовый мешочек, наполненный такими же предметами, в который ему предлагается опустить руку и найти такой же предмет, как стоит перед ним.
  Соотнесение фигур, объемных тел, воспринимаемых зрительно, с осязательно заданным образцом. Ребенку по одному в руки даются холщовые мешочки (4 мешочка). В каждом лежит какой-нибудь предмет. Идентичные предметы выставляются перед ребенком на столе. Ребенка просят опустить руку в мешочек, ощупать предмет, а потом показать такой же среди выставленных перед ним на столе.
  Установление сходства формы предметов с геометрическими фигурами. Ребенку предлагается изображение геометрической фигуры, его просят указать на объекты в помещении, которые по своей форме соответствуют данной геометрической фигуре.
  Соотнесение объемных тел и геометрических фигур (шар – круг, куб – квадрат и т.д.). Предъявляется лист с контурным изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и набор соответствующих объемных тел (шар, куб, призма, параллелепипед). Ребенку предлагается поместить каждый предмет на свое место.
  Соотнесение геометрических фигур с формой изображенных предметов. Ребенку предъявляются геометрические фигуры в контурном или силуэтном изображении. Затем перед ним раскладываются карточки с изображением знакомых предметов и предлагается к каждой из геометрических фигур подобрать карточку с изображением похожего по форме предмета.
  Конструирование предметов сложной формы из нескольких простых форм: - по заданному образцу; - по словесной инструкции; - без образца и словесной инструкции (по памяти). 1. Дается образец объекта и предлагается воспроизвести его форму из нескольких деталей. 2. Ребенок воспроизводит по словесному описанию объект сложной формы с помощью простых форм. 3. Предлагается для осмотра изображение (без ограничения во времени) с установкой на запоминание. Затем оно убирается и ребенку дается инструкция воспроизвести изображение с помощью имеющихся деталей.
  Соотнесение предметов по величине в порядке ее возрастания и убывания. Ребенку предлагается разместить геометрические фигуры (3; 5-6; 7-8) от самой большой к самой маленькой; от самой маленькой к самой большой.
  Установление нарушений в равномерности нарастания или убывании предметов по протяженности (ширине, длине, высоте). Перед ребенком раскладывается сериоционный ряд фигур по величине (ширине, длине, высоте) с нарушением его порядка. Ребенку предлагается найти и исправить ошибку.
  Вербальное обоснование места предмета по величине в ряду других предметов. Ребенку предлагается разместить геометрические фигуры от самой большой к самой маленькой и объяснить, почему он их так разместил (самая большая, меньше, еще меньше, … самая маленькая).
  Группировка предметов: - по одному признаку; - по двум признакам; - по трем признакам. Ребенку дается набор из 24 карточек (8 х 6 см): фигуры трех цветов (синий, красный, зеленый) большого и маленького размера (квадрат, круг, треугольник, ромб) и инструкция: «Разложи фигуры. Клади подходящие с подходящими». Группировать дети могут по любому основанию, лишь бы выделенный признак четко делили фигуры на группы.
  Узнавание и называние реалистичных изображений предметов. Предъявляются реалистические изображения бытовых предметов, ребенка просят назвать их.
  Узнавание и называние предметов в их контурном изображении. Предъявляются контурные изображения хорошо знакомых ребенку предметов, его просят назвать их.
  Узнавание и называние предметов в их силуэтном изображении. Предъявляются карточки с силуэтным изображением одного предмета (например, яблоко) и карточки с цветными изображениями нескольких похожих по форме между собой предметов (тарелка, тыква, яблоко, мяч, помидор). Ребенку предлагается определить, к какому цветному изображению подходит данный силуэт («Чья это тень?).
  Узнавание и называние предметов в перечеркнутом изображении. Ребенку предлагается узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и назвать его.
  Узнавание и называние предметов в наложенном друг на друга контурном изображении. Ребенку предлагают узнать все объекты на изображении. Предъявляются «фигуры Поппельрейтора»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый, стакан.
  Узнавание и называние недорисованных контурных изображений предметов. Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать им название, найти недостающую деталь в изображении и воссоздать до целого.
  Распознавание объектов в их изображениях различных размеров с различных пространственных позиций. Ребенку для восприятия предлагаются изображения предметов различных размеров и изменяются условия их предъявления (на подставке, на плоскости, с различных расстояний).
  Нахождение заданного объекта на картине. Для восприятия предъявляются какая-либо тематическая картина, например, «Домашние животные» и карточки с изображением животных идентичных изображениям животных на картине. Ребенку предлагается рассмотреть карточки, назвать животных, а затем найти и показать их на картине.
  Сравнение объектов, изображенных на картинках, и вербальное обозначение их сходства («такой же») и различия («разные»). 1. Предлагаются изображения одного и того же предмета (3; 6). Один рисунок основной. Он выделен. Нужно внимательно рассмотреть все изображения и определить, какой из остальных рисунков полностью повторяет основной: «Найди такой же». 2. Предлагаются изображения одного и того же предмета (3; 6). Два из них одинаковые, остальные отличаются друг от друга и от пары двойников. Надо найти два одинаковых и установить их отличия от других.
  Определение расстояние от себя до какого-либо объекта и его вербальное обозначение «далеко», «близко», «дальше», «ближе». Ребенку предлагается назвать и показать предметы, которые находятся близко от него; которые находятся далеко от него; затем назвать, что ближе, что дальше от него (например, «Что ближе к тебе стол или шкаф?»).
  Определение пространственного расположения объектов относительно собственного тела и его вербальное обозначение: - «спереди-сзади»; - «справа-слева». Ребенку предлагается назвать и показать те предметы, которые находятся спереди, сзади, справа и слева от него.
  а) Определение пространственных отношений предметов относительно друг друга. б) Определение пространственных отношений объектов на картине. Обследование ребенка начинается с того, знает ли он предлоги, обозначающие расположение объектов («справа-слева»; «впереди-позади»; «вверху-внизу»; «между»; «рядом»; «вместе»). Вначале исследуется понимание пространственных предлогов с использованием натуральных объектов, находящихся в определенных пространственных отношениях, затем на предметных изображениях, завершается диагностика обследованием понимания пространственных предлогов на абстрактных изображениях. Для обследования возможности самостоятельного употребления предлогов ребенку предлагается ответить на вопрос, включая в ответ пространственные речевые конструкции. Диагностика осуществляется в той последовательности: на натуральных объектах, на предметных изображениях, абстрактных изображениях. Описание процедуры обследования представлено в пособии Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005.
  Ориентация на плоскости картин. Ребенку предлагается показать и назвать, что изображено в верхней, нижней, центральной, левой, правой частях картины.
  Выделение композиционных планов на картине. Ребенку предъявляется многоплановая и многоэлементная картина, его просят показать то, что изображено на первом, втором и третьем планах картины.
  Восстановление целостной структуры предметного изображения, разделенного на части: - из 2-3 частей; - из 4-5 частей; - из 6-7 частей; - из 7-8 и более частей. На стол кладут эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладывают детали такого же изображения. Ребенка просят сложить из кусочков точно такую же картину, как эталонная. Для понимания инструкции задания целесообразно первой предъявить картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок мог сложить ее без затруднений.
  Узнавание и называние простых действий, изображенных на картинах. Ребенку предъявляют карточки, на которых изображены люди или животные в различных ситуациях (например, кошка умывается, мальчик бежит, птица летит, дети играют и т.п.), и просят сказать, кто, что делает.
  Определение динамической взаимосвязи между предметами, изображенными на картине. Предъявляются карточки, на которых изображены люди или животные в процессе выполнения каких-то действий с предметами, например, девочка на лугу рвет одуванчики. Ребенка просят назвать, кто, что делает.
  Распознавание эмоциональных состояний персонажей картины. Предлагаются карточки с изображением различных эмоциональных состояний: радость, грусть, злость, обида, страх, вина, удивление, гордость, застенчивость, хитрость. Ребенка просят назвать изображенные эмоциональные состояния.
  Понимание связи между эмоциональными состояниями персонажей картин и вызвавшими их причинами. Предлагаются 2 группы карточек: а) с изображением различных эмоциональных состояний: радость, грусть, злость, обида, страх, вина, удивление, гордость, застенчивость, хитрость; б) ситуациями, которые могут быть причинами тех или иных эмоциональных состояний.
  Распознавание конфликтных ситуаций – «нелепиц». Ребенку предлагаются рисунки, в которых содержатся какие-то противоречия, несообразности, нарушения поведения персонажей и просят найти ошибку, неточность и объяснить свой ответ и как бывает на самом деле.
  Составление рассказ по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом Предъявляется серия картинок с последовательно развертывающимся сюжетом и предлагается составить рассказ, подобрать название для данного сюжета.
  Составление рассказа по сюжетной картине. Рассмотрев картину, ребенок должен рассказать, что на ней изображено и что происходит. Затем ребенку предлагается придумать название картины.

Метод «Наблюдение за поведением ребенка» используется в качестве основы для оценки зрения детей раннего возраста, когда практически невозможно применение метода субъективного тестирования. Метод «Наблюдения за поведением ребенка» преследует три цели:

- оценка исходного состояния зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия;

- определение коррекционно-развивающих задач;

- фиксация новых умений визуальной перцепции, приобретенных ребенком в процессе коррекционно-развивающей работы с ним.

Данный метод не дает точной оценки состояния зрения, но в тоже время позволяет выявить какие-либо нарушения в развитии зрительного восприятия и предоставляет информацию для определения направлений коррекционно-развивающей работы, создания оптимальных условий ее проведения. Окружающая обстановка, игровые материалы и задания адаптируются на основе результатов диагностики методом наблюдения. А через некоторое время с использованием этого же метода проводится новая оценка умений зрительного восприятия, предоставляющая возможность целенаправленного использования новых средств для стимуляции его развития.

Объектом наблюдения является поведение ребенка, основанное на его зрительных впечатлениях. Наблюдение ведется в естественной (например, в процессе приема пищи) или специально смоделированной ситуации (например, перед ребенком размещаются игрушки различных размеров, так, чтобы он мог дотянуться до них и взять. Если размер объекта становится критическим для зрения ребенка, он будет показывать это своим поведением: пытаться приблизиться к объекту, потеряет к нему интерес и др.).

Под влиянием зрительных впечатлений поведение ребенка может изменяться следующим образом:

1) Ребенок становится активным, внимательным, его интерес возбужден, он эмоционально реагирует на раздражители, что сопровождается улыбкой и движениями.

2) Активизируются глазодвигательные функции: ребенок направляет свой взгляд так, чтобы фиксировать его на объекте и затем зрительно прослеживать его движение.

3) Ребенок сосредотачивает внимание на предмете и выбирает направление для собственного движения, чтобы схватить предмет, ползти или идти к нему.

Карта обследования состояния зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия от рождения до 3 лет имеет несколько колонок. В первой колонке дается номер по порядку для того, чтобы можно было обратиться к комментарию к диагностике. Во второй колонке указан возраст, когда впервые может появиться исследуемая поведенческая реакция. В третьей колонке содержится перечень исследуемых поведенческих реакций. В четвертой колонке фиксируется наличие или отсутствие той или иной поведенческой реакции. Колонка «Примечание» предназначена для фиксации оптимальных условий восприятия, т.е. тех условий, в которых была обнаружена наилучшая реакция на предъявляемый стимул: расстояние от ребенка до зрительного стимула, его расположение в пространстве (справа, слева, сверху, снизу), степень освещения, величина, цвет, объектов, фон, на котором они предъявлялись и др.


Таблица 2

Карта обследования становления зрительных функций и развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения

(от 0 до 1 года)

№ п/п Возраст Исследуемые параметры Выпол-нение Примечание
    Зажмуривает глаза на яркий свет.    
  1 мес. Фиксирует взгляд на источнике света, находящемся в поле зрения в течение 5-10 секунд.    
  1 мес. Поворачивает голову к источнику света (к окну или включенной лампе, фонарику).    
  1 мес. Фиксирует взгляд на лице взрослого в течение 5-10 секунд.    
  1 мес. Фиксирует взгляд на предмете диаметром 5-10 см в течение 5-10 секунд.    
  1,5 мес Оживляется, улыбается, когда видит лицо матери.    
  2 мес. Переводит взгляд на объект, появившийся в поле зрения: сбоку, сверху, снизу без устойчивой фиксации на нем.    
  1,5-2 мес. Переводит взгляд с одного объекта на другой без устойчивой фиксации.    
  2,5-3 мес. Рассматривает свои руки и играет с ними.    
  2,5-3 мес. В течение 1-2 минут устойчиво фиксирует взгляд на предмете появившемся в его поле зрения    
  3 мес. Устойчиво прослеживает движущиеся горизонтально и вертикально объекты.    
  3-4 мес. Поворачивает голову за движущимся объектом, который выходит из поля зрения.    
  3-4 мес. Поворачивает голову к источнику звука и зрительно находит его.    
  3-4 мес. Предвосхищает событие при восприятии зрительных стимулов (например, сосание при виде бутылочки или груди матери).    
  4 мес. Протягивает руку к предметам.    
  4 мес. Рассматривает предмет, который держит в руке.    
  4-5 мес. Отличает «своих» от «чужих» по внешнему виду (на расстоянии 50 см).    
  4 мес. Зажмуривается при близком приближении предмета (защитная реакция).    
  5 мес. Смотрит на свое отражение в зеркале.    
  6 мес. Изменяет выражение лица в зависимости от выражения лица взрослого.    
  6,5-7 мес. Прослеживает движение падающей игрушки и смотрит на нее, если она находится в поле его зрения.    
  7 мес. Узнает любимые игрушки и еду на различном расстоянии.    
  8 мес. Отличает «своих» от «чужих» по внешнему виду (на расстоянии 4-5 м).    
  8 мес. Рассматривает объекты размером 1-1,5 см, если они попали в поле зрения (на расстоянии 20-40 см).    
  9 мес Возвращает взгляд после его отвлечения на то место, где было лицо человека или предмет.    
  9-12 мес Показывает жестом на предмет, находящийся в зоне его досягаемости и вне ее.    
  11-12 мес. Находит спрятанный предмет.    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: