Комментарии к таблице 2

Задание № 3, 4, 10. Ребенок натыкается на препятствия, уклоняется от участия в подвижных играх, не замечает поребрики. В таких случаях важно проверить, не является ли плохое освещение усугубляющим фактором. Возможно, поможет улучшение освещения. Освещенность и окраска, производя хорошее контрастирующее влияние, помогают воспринимать пространство и различать поверхности. В некоторых случаях сильное освещение вызывает еще большие трудности. В этом случае, можно задернуть штору и понаблюдать за ребенком.

Задание 5. Интерес ребенка к картинкам в книгах индивидуален и зависит от того насколько часто их ребенку показывают.

Задание 11. Ребенок нацелено, без вмешательства взрослых, два раза из трех попыток правильно вставляет обе формы в выемки.


Таблица 4

Карта обследования становления зрительных функций и развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения

(от 2 до 3 лет)

№ п/п Возрастные нормативы Исследуемые параметры Выпол-нение Примечание
  2 года Рисует отдельные метки и круговые линии.    
  2 года Строит башню из 8-9 кубиков.    
  2 года 2 мес. Находит требуемую картинку в знакомой книге.    
  2 года 2 мес. Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?»    
  2 года 4 мес. Среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый.    
  2 года. 6 мес. Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую – одного цвета.    
  2 года 6 мес. Складывает разрезную картинку из двух частей.    
  2 года 8 мес. Раскладывает предметы по величине (большой – маленький) в две разные коробочки.    
  2 года 8 мес. Подбирает парные картинки (по цвету, действиям, фотографиям).    
  2 года 9 мес. Показывает названные действия на картинках.    
  3 года Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его части.    
  3 года Складывает разрезную картинку из четырех частей.    
  3 года Рисует точки, прямые и закругленные линии.    
  3 года Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце.    

ЛИТЕРАТУРА

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.

2. Белецкая В.И., Гнеушова А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников: Пособие для учителей. – М., 1982.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М., 2000.

4. Венгер А.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1988.

5. Головина Т.П. Коррекционно-педагогическая работа с сюжетной картиной в специальном детском саду для детей с нарушением зрения / Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. – Л., 1980.

6. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М., 2002.

7. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2001.

8. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.

9. Дермичоглян Г. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.

10. Егорова Т.С. Возможности и перспективы организации кабинетов специальной коррекции зрения слабовидящих /Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Сборник докладов научно-практической конференции. Минск, 17-23 сентября 1989 г. – Мн.: «Полымя», 1991.

11. Ермолович З.Г. Насколько хорошо видит ваш ребенок / Если ребенок особенный… Методическое пособие. Часть вторая. – Мн., 2000.

12. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – М., 2000.

13. Костикова Р.Е. Развитие зрительного восприятия / Программа специальной школы для детей с нарушенным зрением. – Мн., 1996.

14. Линдстенд Е. Насколько хорошо видит мой ребенок. – СПб., 1995.

15. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002.

16. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие / Под ред. Шипициной Л.М. – Спб., 1995.

17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

18. Рудакова Л.В. Психолого-педагогической обоснование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения / Межвузовский сборник научных трудов. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. – Л., 1988.

19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005.

20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.

21. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. – 20е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

22. Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями. – СПб., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: