Задание № 3, 4, 10. Ребенок натыкается на препятствия, уклоняется от участия в подвижных играх, не замечает поребрики. В таких случаях важно проверить, не является ли плохое освещение усугубляющим фактором. Возможно, поможет улучшение освещения. Освещенность и окраска, производя хорошее контрастирующее влияние, помогают воспринимать пространство и различать поверхности. В некоторых случаях сильное освещение вызывает еще большие трудности. В этом случае, можно задернуть штору и понаблюдать за ребенком.
Задание 5. Интерес ребенка к картинкам в книгах индивидуален и зависит от того насколько часто их ребенку показывают.
Задание 11. Ребенок нацелено, без вмешательства взрослых, два раза из трех попыток правильно вставляет обе формы в выемки.
Таблица 4
Карта обследования становления зрительных функций и развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения
(от 2 до 3 лет)
№ п/п | Возрастные нормативы | Исследуемые параметры | Выпол-нение | Примечание |
2 года | Рисует отдельные метки и круговые линии. | |||
2 года | Строит башню из 8-9 кубиков. | |||
2 года 2 мес. | Находит требуемую картинку в знакомой книге. | |||
2 года 2 мес. | Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?» | |||
2 года 4 мес. | Среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый. | |||
2 года. 6 мес. | Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую – одного цвета. | |||
2 года 6 мес. | Складывает разрезную картинку из двух частей. | |||
2 года 8 мес. | Раскладывает предметы по величине (большой – маленький) в две разные коробочки. | |||
2 года 8 мес. | Подбирает парные картинки (по цвету, действиям, фотографиям). | |||
2 года 9 мес. | Показывает названные действия на картинках. | |||
3 года | Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его части. | |||
3 года | Складывает разрезную картинку из четырех частей. | |||
3 года | Рисует точки, прямые и закругленные линии. | |||
3 года | Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце. |
ЛИТЕРАТУРА
|
|
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
2. Белецкая В.И., Гнеушова А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников: Пособие для учителей. – М., 1982.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М., 2000.
|
|
4. Венгер А.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1988.
5. Головина Т.П. Коррекционно-педагогическая работа с сюжетной картиной в специальном детском саду для детей с нарушением зрения / Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. – Л., 1980.
6. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М., 2002.
7. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2001.
8. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.
9. Дермичоглян Г. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.
10. Егорова Т.С. Возможности и перспективы организации кабинетов специальной коррекции зрения слабовидящих /Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Сборник докладов научно-практической конференции. Минск, 17-23 сентября 1989 г. – Мн.: «Полымя», 1991.
11. Ермолович З.Г. Насколько хорошо видит ваш ребенок / Если ребенок особенный… Методическое пособие. Часть вторая. – Мн., 2000.
12. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – М., 2000.
13. Костикова Р.Е. Развитие зрительного восприятия / Программа специальной школы для детей с нарушенным зрением. – Мн., 1996.
14. Линдстенд Е. Насколько хорошо видит мой ребенок. – СПб., 1995.
15. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002.
16. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие / Под ред. Шипициной Л.М. – Спб., 1995.
17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
18. Рудакова Л.В. Психолого-педагогической обоснование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения / Межвузовский сборник научных трудов. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. – Л., 1988.
19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.
21. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. – 20е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
22. Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями. – СПб., 1996.