Комментарии к таблице 1

Задание 4, 6. В течение первого месяца жизни младенец особенно интересуется человеческими лицами и очень внимательно смотрит взрослому в глаза. При зрительном контакте ребенок выглядит очень серьезным, потому что еще не умеет улыбаться. Улыбка появляется примерно в 6 недель.

Задание 5. Предмет лучше всего надеть на стержень длиной 60-70 см потому, что лицо человека в этом возрасте является наиболее привлекательным объектом и когда взрослый показывает ребенку игрушку, то ребенок чаще всего смотрит не на нее, а на лицо взрослого. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60-70 см от его лица по центру взрослый начинает слегка покачивать предмет. При этом предмет не должен издавать никаких звуков. Наблюдая за ребенком, можно изменять условия предъявления: расстояние от глаз до игрушки, ее размер, местоположение в поле обзора, цвет, освещение и фиксировать наиболее оптимальные условия для его восприятия.

Задание 7. Ребенку внезапно предъявляется предмет на стержне диаметром 5-10 см на расстоянии 60-70 см от его лица в поле его зрения и в разных направлениях. Медленно перемещая предмет из-за спины ребенка вперед, можно определить наружные границы его поля зрения. Когда игрушка попадает в поле зрения ребенка, он поворачивает голову и фиксирует на ней свой взгляд.

Задание 8. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом подвешиваются две игрушки диаметром 5-10 см на расстоянии 15-20 см одна от другой.

Задание 10. Примерно в возрасте трех месяцев как аккомодация, так и конвергенция развиты достаточно хорошо, чтобы ребенок мог начать рассматривать свои руки; сначала случайно и недолго, когда он перемещает их мимо своих глаз, позже намеренно, поднося руки близко к глазам.

Задание 11. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать предмет. После того, как малыш зафиксировал предмет взглядом, его начинают перемещать: сначала вправо на такое расстояние, при котором малыш сможет повернуть голову вслед за ним. Возвратив предмет к центру, взрослый перемещает его влево. Вновь вернув предмет к центру, затем перемещают его вверх от глаз ребенка (ребенок следит за ним, запрокинув головку) и снова к центру, а затем вниз. Затем приближают предмет к глазам ребенка на расстояние 20-30 см и возвращают его в исходное положение.

Задание 17, 27. Ребенок лежит на спине или находится в вертикальном положении. Знакомый взрослый молча приближается на расстояние 50 см или наклоняется над ребенком и улыбается. На его появление ребенок должен ответить улыбкой. Затем молча подходит незнакомый человек. Фиксируется реакция ребенка. Если она нечеткая, все проводится снова. В задании 27 все происходит аналогично, только увеличивается расстояние от ребенка до взрослого.

Задание 20. Ребенок в этом возрасте может видеть и имитировать основные выражения лица (улыбка, нахмуривание бровей, выпячивание губы, открытие рта и др.); это можно заметить, играя с ним.

Задание 22. Ребенок может лежать на животе или сидеть за столом. Перед ним ставятся игрушки различных размеров так, чтобы он мог дотянуться до них и взять. Можно также использовать изюминки, хлопья, разноцветные драже и совсем мелкие объекты (типа, хлебных крошек, крупинок.). Можно изменять фон, увеличивая контрастность (например, светлый для темных изюминок). Если размер объекта становится критическим для ребенка, то он будет показывать это своим поведением: он будет стремиться приблизиться к объекту, а может потерять интерес к нему или попробует воспользоваться осязанием вместо зрения. В этом случае расстояние до объекта следует уменьшить, подвинув ближе и фиксируя момент, когда ребенок сможет его увидеть. Данное задание может быть использовано для приблизительной оценки остроты зрения. Определяется величина самого мелкого объекта, который привлекает внимание ребенка. Если ребенок видит удаленные объекты, узнает родственников на расстоянии и находит свои игрушки, то он, вероятно, хорошо видит, по крайней мере одним глазом. Для проверки нормально ли видят оба глаза, нужно оценить остроту зрения каждого глаза в отдельности. Это можно сделать в игровой ситуации, заслоняя на время один глаз ребенка и наблюдая, одинаково ли он использует оба глаза. Когда ребенку заслоняют хуже видящий глаз, он реагирует меньше, чем на заслонение лучше видящего глаза.

Задание 26. Это можно наблюдать в повседневной жизни, когда ребенок свою просьбу «Дай» сопровождает указательным жестом.

Задание 28. Ребенок находит спрятанный предмет минимум два раза при трех попытках.


Таблица 3

Карта обследования становления зрительных функций и развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения (от 1 года до 2 лет)

№ п/п Возрастные нормативы Исследуемые параметры Выпол-нение Примечание
  1 год Адекватно реагирует на жест взрослого («пока», «нельзя», «дай», «на» и т.п.).    
  1 год 1 мес Проявляет интерес к катящимся предметам (мячам, машинам).    
  1 год 3мес. Подражает увиденным жестам взрослого.    
  1 год 2 мес. Зрительно выделяет большие препятствия и обходит их.    
  1 год 3 мес. Свободно передвигается в плохо освещенной комнате.    
  1 год 3 мес. Проявляет интерес к картинкам в книге.    
  1 год 3 мес. Наблюдает как взрослый пишет или рисует.    
  1 год 4 мес. Узнает себя и близких на фотографиях.    
  1 год 4 мес Показывает несколько названных предметов.    
  1 год 5 мес Узнает несколько предметов, изображенных на картинках.    
  1 год 6 мес. Зрительно замечает незначительные препятствия и старается обойти их (ямки, бугорки).    
  1 год 8 мес. Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы.    
  1 год 7 мес Подбирает к реальному объекту картинку с его изображением (тождественную).    
  1 год 9 мес Подбирает к реальному предмету картинку с его изображением не совсем тождественным.    
  1 год 9 мес Периодически интересуется телевизором.    
  1 год 10 мес Подбирает к 5-ти реальным предметам картинки с их изображением (не совсем тождественным).    
  1 год 11 мес Зрительно узнает свои вещи и одежду.    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: