Научная проблема

Научное познание начинается и всегда сопровождается ре­шением проблем. Отсутствие проблем привело бы к остановке исследования и застою в науке. Поэтому прогресс знания пред­ставляет собой непрерывный процесс решения все новых и но­вых проблем.

Классификация проблем может производиться по разным основаниям деления. Обычно различают теоретические и эм­пирические, общие и частные, фундаментальные и прикладные проблемы. Как бы, однако, проблемы ни различались между собой, их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно ука­зать на трудность, появившуюся в начале любого процесса ис­следования, и тем самым придать ему поисковый характер.

Возникновение проблем связано с установлением недоста­точности или непригодности прежних методов и средств для объяснения вновь обнаруженных фактов и результатов позна­ния. Отсюда легко может возникнуть представление, что вся­кий процесс познания начинается именно с фактов, их на­копления и систематизации, как об этом часто заявляют склонные к эмпиризму исследователи и защищающие такую точку зрения философы. Действительно, факты — это основа всякого исследования, их поиск, установление и объяснение требует значительных усилий ученого. Но чтобы найти такие факты, надо располагать либо готовой теорией, либо гипотезой, или даже догадкой. Чаще всего приходится обращаться к гипо­тезам, поскольку теории, объясняющей новые факты, нередко просто не существует. Поэтому гипотеза выступает здесь как форма предварительного, проблематического объяснения, с помощью которой происходит поиск, отбор и оценка новых фактов. Таким образом, реальный процесс исследования всегда совершается в тесном взаимодействии эмпирических и теоре-





тических методов, фактов и теорий, опыта и разума, причем генерирующей и направляющей силой в этом процессе высту­пает именно идея, разум, теоретическая мысль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: